ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
4
Следующий этап предполагает изучение критической и научной
литературы . Изучение работ русской критики XVIII – XIX веков поможет выра-
ботке правильных оценок явлений литературы , искусства, культуры ; позволяет
увидеть разную интерпретацию художественного текста, его жизнь во времени и
проверку временем его идейно - художественной ценности . Предлагаемая к изуче-
нию научно - исследовательская литература включает монографии историко-
литературного характера, сборники статей о том или ином писателе и произведе-
нии, периодические издания исследований по русской литературе XVIII века
(сборники “ XVIII век”, “Проблемы изучения русской литературы XVIII века” ) и
представляющие научную ценность отдельные статьи . От студента требуется не
только умение правильно составить конспект, выделить главное в прочитанной
монографии, подготовить план выступления на практическом занятии, но и твор-
чески подойти к решению той или иной научной проблемы , сопоставить точки
зрения авторов книг, определить свою позицию в научной полемике. Оформле-
нию собственной позиции способствует коллективное творческое обсуждение те-
мы практического занятия.
Тема № 1. Жанр стихотворного сатирического послания в творче-
стве А .Д. Кантемира.
Сатира I. На хулящих учение. К уму своему
1. Виды литературной сатиры . Жанровые формы стихотворной сатиры (сатири -
ческое стихотворное послание, эпиграмма, сатирическая басня , сатирическая
эпитафия, пародийные стансово - песенные формы ). Место сатиры в системе
жанров русского классицизма.
2. Роль сатирического направления в формировании общественного мнения
эпохи. Какие факторы определили бурное развитие сатиры в русской литера-
туре XVIII века?
3. Почему сатирами Кантемира принято открывать новый период в развитии на-
циональной литературы ? Прокомментировать слова В . Г . Белинского о том,
что в сатирах Кантемира литература обнаружила “стремление к жизни дейст-
вительной”. Каковы причины обращения Кантемира к жанру “сатиры”? По-
становка проблем общественной и литературной жизни в сатирах Кантемира.
4. Место и значение “Сатиры I” в творческом наследии писателя . Обличение
противников науки и последовательное отстаивание политических мероприя-
тий, проведенных в период царствования Петра I. Связь пафоса первой сати -
ры с современной Кантемиру политической ситуацией в России. Политиче-
ская актуальность поднятой Кантемиром проблематики .
5. Композиция “Сатиры I”. Какой принцип положен в основу композиционного
деления текста? Отметить особенности зачина первой сатиры . Каковы прин-
ципы подхода к разработке темы у Кантемира? Как связаны отдельные фраг -
менты в основной части сатиры ? Какова роль кольцевой композиции в рас-
крытии идейного замысла автора?
4 Следую щ и й э тап предполаг ает и зучени е кри ти ческой и научной ли тературы . И зучени е раб от русской кри ти ки XVIII – XIX веков поможет вы ра- б отке прави льны х оц енок явлени й ли тературы , и скусства, культуры ; позволяет уви деть разную и нтерпретац и ю х удожественног о текста, ег о жи знь во времени и проверку временем ег о и дей но-х удожественной ц енности . Предлаг аемая к и зуче- ни ю научно-и сследовательская ли тература вклю чает моног раф и и и стори ко- ли тературног о х арактера, сб орни ки статей о том и ли и ном пи сателе и прои зведе- ни и , пери оди чески е и здани я и сследовани й по русской ли тературе XVIII века (сб орни ки “ XVIII век”, “ Проб лемы и зучени я русской ли тературы XVIII века”) и представляю щ и е научную ц енность отдельны е статьи . О т студента треб уется не только умени е прави льно состави ть конспект, вы дели ть г лавное в прочи танной моног раф и и , подг отови тьплан вы ступлени я на практи ческом заняти и , но и твор- чески подой ти к реш ени ю той и ли и ной научной проб лемы , сопостави ть точки зрени я авторов кни г , определи ть свою пози ц и ю в научной полеми ке. О ф ормле- ни ю соб ственной пози ц и и способ ствует коллекти вное творческое об суждени ете- мы практи ческог о заняти я. Т ем а№ 1. Ж ан р с т и хот ворн ого с ати ри чес кого пос лан и я в т ворче- с т ве А .Д. К а н т ем и ра . Са т и раI. Нахуля щ и х учен и е. К ум ус воем у 1. В и ды ли тературной сати ры . Ж анровы е ф ормы сти х отворной сати ры (сати ри - ческое сти х отворное послани е, э пи г рамма, сати ри ческая б асня, сати ри ческая э пи таф и я, пароди й ны е стансово-песенны е ф ормы ). М есто сати ры в си стеме жанроврусског о класси ц и зма. 2. Роль сати ри ческог о направлени я в ф орми ровани и об щ ественног о мнени я э пох и . К аки е ф акторы определи ли б урное разви ти е сати ры врусской ли тера- туреXVIII века? 3. Почему сати рами К антеми ра при нято откры вать новы й пери од вразви ти и на- ц и ональной ли тературы ? Прокомменти ровать слова В .Г. Бели нског о о том, что в сати рах К антеми ра ли тература об наружи ла“ стремлени е к жи зни дей ст- ви тельной ”. К аковы при чи ны об ращ ени я К антеми ра к жанру “ сати ры ”? По- становкапроб лем об щ ественной и ли тературной ж и зни всати рах К антеми ра. 4. М есто и значени е “ Сати ры I” в творческом наследи и пи сателя. О б ли чени е проти вни ков науки и последовательное отстаи вани е поли ти чески х меропри я- ти й , проведенны х в пери од ц арствовани я Петра I. Связь паф оса первой сати - ры с современной К антеми ру поли ти ческой си туац и ей в Росси и . Поли ти че- ская актуальностьподнятой К антеми ром проб лемати ки . 5. К омпози ц и я “ Сати ры I”. К акой при нц и п положен воснову компози ц и онног о делени я текста? О тмети ть особ енности зачи на первой сати ры . К аковы при н- ц и пы подх ода к разраб отке темы у К антеми ра? К ак связаны отдельны е ф раг - менты в основной части сати ры ? К акова роль кольц евой компози ц и и в рас- кры ти и и дей ног о замы слаавтора?
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- …
- следующая ›
- последняя »