История русской литературы XVIII века - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

6
Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века / Г.А . Гуковский. М ., 1998.
С. 49 57.
IV. Дополнительная
Москвичева Г . В . Русский классицизм / Г.В . Москвичева. М ., 1986. С. 96 112.
Капаница Л.Н. Своеобразие конфликта в сатирах Антиоха Кантемира / Л.Н. Капа-
ница // Вестник Киевского университета: Литература. Языкознание. Киев, 1987.
Вып. 29. С. 35 42.
Тема 2. Одическое творчество М .В. Ломоносова.
Ода на взятие Хотина”
1. Ода и ее место в системе жанров русского классицизма.
2. История создания и первой публикации Оды”.
3. Проблема историзма в русской литературе XVIII века. Историческая основа
Оды” и поэтическая интерпретация исторических событий Ломоносовым.
Политические взгляды Ломоносова. Эмоциональное отношение к истории и
деятелям России как основа одической манеры Ломоносова. Оригинальность
поэтического я” ломоносовской оды .
4. Своеобразие композиции Оды”. Особенности вступления. Сравнить вступле-
ние Оды” со стихами Стефана Витинского в честь Хотинской победы (эти
стихи были изданы по распоряжению Канцелярии Академии наук):
Чрезвычайная летит что то за премена!
Слава, носящая ветвь финика зелена;
Порфирою блещет вся , блещет вся от злата,
От конца мира в конец мечется крылата,
Восток, Запад, Север, Юг, бреги с океаном,
Новую слушайте весть, что над мусульманом
Полную российский меч, коль храбрый, толь славный,
Викторию получил, и авантаж главный.
Лирический сюжет . Место сюжетно организованных отрывков в композиции
Оды”. Одические общие места” .
5. Система образов Оды”. Реально- исторический и символико-аллегорический
ряды в образной системе Оды”. Роль антитезы . Образ Петра I.
6. Стилистическая структура Оды”. Метафора и метафоризация как основные
стилеобразующие элементы поэтической манеры Ломоносова. Живость и ве-
ликолепие как стилистические функции метафоры . Как реализуется в Оде”
метафора поэтического вдохновения? Вычленить в Оде” две стилистические
тенденции и проиллюстрировать ответ примерами .
7. Роль символа в идейно - художественной структуре Оды”. Какие символиче-
ские образы вы можете выделить? Как отражает символика Оды” противо-
стояние русских воинов и русской державы вражеским воинам и их стране?
8. Пейзаж и его функции в произведении.
                                            6
Гуковски й Г.А . Русская         ли тература XVIII века/ Г.А . Гуковски й . – М ., 1998.
– С. 49 – 57.
IV. Д ополн и т ельн ая
М оскви чеваГ.В . Русски й класси ц и зм / Г.В . М оскви чева. – М ., 1986. – С. 96 – 112.
К апани ц аЛ .Н . Своеоб рази еконф ли ктавсати рах А нти ох а К антеми ра/ Л .Н . К апа-
ни ц а // В естни к К и евског о уни верси тета: Л и тература. Я зы кознани е. – К и ев, 1987.
– В ы п. 29. – С. 35 – 42.

           Т ем а№ 2. Оди чес кое т ворчес т во М .В. Л ом он ос ова
                                                                   .
                        “Одан авзя т и е Хот и н а ”

1. О даи ееместо вси стемежанроврусског о класси ц и зма.
2. И стори я создани я и первой пуб ли кац и и “ О ды ”.
3. Проб лема и стори зма в русской ли тературе XVIII века. И стори ческая основа
   “ О ды ” и поэ ти ческая и нтерпретац и я и стори чески х соб ы ти й Л омоносовы м.
   Поли ти чески е взг ляды Л омоносова. Э моц и ональное отнош ени е к и стори и и
   деятелям Росси и как основа оди ческой манеры Л омоносова. О ри г и нальность
   поэ ти ческог о “ я” ломоносовской оды .
4. Своеоб рази е компози ц и и “ О ды ”. О соб енности вступлени я. Сравни ть вступле-
   ни е “ О ды ” со сти х ами Стеф ана В и ти нског о в честь Хоти нской поб еды (э ти
   сти х и б ы ли и зданы по распоряжени ю К анц еляри и А кадеми и наук):
                        Ч резвы чай ная лети т – что то запремена!
                        Слава, носящ ая ветвьф и ни казелена;
                        Порф и рою б лещ ет вся, б лещ ет вся от злата,
                         О т конц ами равконец мечется кры лата,
                        В осток, Запад, Север, Ю г , б рег и с океаном,
                         Н овую слуш ай тевесть, что над мусульманом
                        Полную росси й ски й меч, кольх раб ры й , тольславны й ,
                         В и ктори ю получи л, и авантаж г лавны й .
  Л и ри чески й сю жет. М есто сю жетно орг ани зованны х отры вковвкомпози ц и и
  “ О ды ”. О ди чески е“ об щ и еместа”.
5. Си стема об разов “ О ды ”. Реально-и стори чески й и си мволи ко-аллег ори чески й
   ряды воб разной си стеме“ О ды ”. Рольанти тезы . О б раз ПетраI.
6. Сти ли сти ческая структура “ О ды ”. М етаф ора и метаф ори зац и я как основны е
   сти леоб разую щ и е э лементы поэ ти ческой манеры Л омоносова. Ж и вость и ве-
   ли колепи е как сти ли сти чески е ф ункц и и метаф оры . К ак реали зуется в “ О де”
   метаф ора поэ ти ческог о вдох новени я? В ы члени ть в “ О де” две сти ли сти чески е
   тенденц и и и прои ллю стри роватьответ при мерами .
7. Роль си мвола в и дей но-х удожественной структуре “ О ды ”. К аки е си мволи че-
   ски е об разы вы можете вы дели ть? К ак отражает си мволи ка “ О ды ” проти во-
   стояни ерусски х вои нови русской державы вражески м вои нам и и х стране?
8. Пей заж и ег о ф ункц и и впрои зведени и .