История русской литературы XVIII века - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

7
Литература
I. Тексты
Ломоносов М . В . Ода блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоаннов-
не на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года / М .В . Ломо-
носов // Сочинения. М ., 1987. С. 20 28 (или любое другое издание).
II. Основная
Пумпянский Л.В . К истории русского классицизма (Поэтика Ломоносова) / Л .В .
Пумпянский // Контекст 1982. М ., 1983. С. 303 331.
Моисеева Г . Н . Поэтическое творчество М . В . Ломоносова / Г.Н . Моисеева // Ло-
моносов и русская литература. М ., 1987. С. 5 31.
Панов С.И . Торжественная ода и похвальное слово Ломонсова: общее и особен-
ное в поэтике / С.И . Панов, А .М . Ранчин // Ломоносов и русская литература. М .,
1987. С. 175 189.
Лахманн Р . Демонтаж красноречия. Риторическая традиция и понятие поэтиче-
ского / Р. Лахманн. СПб ., 2001. 233 с.
III. Дополнительная
Серман И . З . Поэтический стиль Ломоносова / И .З.Серман. М .;Л ., 1966. 260 с.
Тынянов Ю . Н . Ода как ораторский жанр / Ю .Н . Тынянов // Тынянов Ю . Н . Поэти -
ка. История литературы . Кино. М ., 1977. 227 253.
Былинин В .К. Витиеватый слог” в поэзии Ломоносова и древнерусской поэзии /
В .К . Былинин // Ломоносов и русская литература. М ., 1987. С. 155 174.
Тема 3. Русская классицистическая трагедия.
Трагедия А.П. Сумарокова Димитрий Самозванец”
1. Трагедия как высокий жанр классицизма. А .П. Сумароков о целях и специфике
трагедии. Как соотносится выработанная Сумароковым драматургическая сис-
тема с традициями западноевропейской классицистической трагедии? В чем
заключается отход от принятого Сумароковым канона? Представление драма-
турга о функции театрального зрелища. Оригинальность решения проблемы
трагического конфликта у Сумарокова. Проблема личности в русском общест-
венном сознании XVIII века. Определяющая роль идеи государственности в
общественной идеологии. Приоритет общественного долга перед другими ин-
тересами .
2. Историческая основа трагедии как возможность для постановки Сумароковым
политических и философских проблем . Идейно- художественная функция об -
ращения драматурга к национальной истории. История и современность в тра-
гедии Сумарокова. Характер историзма в русской классицистической драма-
тургии.
3. Разум и его отношение к страстям в концепции Сумарокова. Проблема стра-
сти” в произведении.
4. Своеобразие трагического конфликта и сюжета в Димитрии Самозванце” .
Основные сюжетные линии пьесы и их взаимодействие. Внешний и внутрен-
ний конфликты в произведении, пути их разрешения. Роль любовной колли -
                                            7
Л и т ерат ура
I.      Т екс т ы
Л омоносовМ .В . О даб лаженны я памяти г осудары не и мператри ц е А ннеИ оаннов-
не на поб еду над турками и татарами и на взяти е Хоти на 1739 г ода/ М .В . Л омо-
носов// Сочи нени я. – М ., 1987. – С. 20 – 28 (и ли лю б оедруг оеи здани е).

II.     Ос н овн ая
Пумпянски й Л .В . К и стори и русског о класси ц и зма (Поэ ти ка Л омоносова) / Л .В .
Пумпянски й // К онтекст – 1982. – М ., 1983. – С. 303 – 331.
М ои сеева Г.Н . Поэ ти ческое творчество М .В . Л омоносова / Г.Н . М ои сеева // Л о-
моносови русская ли тература. – М ., 1987. – С. 5 – 31.
Панов С.И . Т оржественная ода и пох вальное слово Л омонсова: об щ ее и особ ен-
ноевпоэ ти ке/ С.И . Панов, А .М . Ранчи н // Л омоносови русская ли тература. – М .,
1987. – С. 175 – 189.
Л ах манн Р. Д емонтаж красноречи я. Ри тори ческая тради ц и я и поняти е поэ ти че-
ског о / Р. Л ах манн. – СПб ., 2001. – 233 с.
III. Д ополн и т ельн ая
СерманИ .З. Поэ ти чески й сти льЛ омоносова/ И .З.Серман. – М .;Л ., 1966. – 260 с.
Т ы нянов Ю .Н . О дакак ораторски й жанр / Ю .Н . Т ы нянов// Т ы нянов Ю .Н . Поэ ти -
ка. И стори я ли тературы . К и но. – М ., 1977. – 227 – 253.
Бы ли ни н В .К . “ В и ти еваты й слог ” в поэ зи и Л омоносова и древнерусской поэ зи и /
В .К . Бы ли ни н// Л омоносови русская ли тература. – М ., 1987. – С. 155 – 174.

             Т ем а№ 3. Рус с кая кла с с и ци с т и чес ка
                                                          я т ра
                                                               геди я .
          Т рагеди я А .П. С ум арок ова“Д и м и т ри й С ам озва  н ец”

1. Т раг еди я как вы соки й жанр класси ц и зма. А .П. Сумароково ц елях и спец и ф и ке
   траг еди и . К ак соотноси тся вы раб отанная Сумароковы м драматург и ческая си с-
   тема с тради ц и ями западноевропей ской класси ц и сти ческой траг еди и ? В чем
   заклю чается отх од от при нятог о Сумароковы м канона? Представлени е драма-
   тург а о ф ункц и и театральног о зрели щ а. О ри г и нальность реш ени я проб лемы
   траг и ческог о конф ли кта у Сумарокова. Проб лема ли чности в русском об щ ест-
   венном сознани и XVIII века. О пределяю щ ая роль и деи г осударственности в
   об щ ественной и деолог и и . При ори тет об щ ественног о долг а перед друг и ми и н-
   тересами .
2. И стори ческая основатраг еди и как возможность для постановки Сумароковы м
   поли ти чески х и ф и лософ ски х проб лем. И дей но-х удожественная ф ункц и я об -
   ращ ени я драматург а к нац и ональной и стори и . И стори я и современность втра-
   г еди и Сумарокова. Характер и стори зма в русской класси ц и сти ческой драма-
   тург и и .
3. Разум и ег о отнош ени е к страстям в конц епц и и Сумарокова. Проб лема “ стра-
   сти ” впрои зведени и .
4. Своеоб рази е траг и ческог о конф ли кта и сю жета в “ Д и ми три и Самозванц е”.
   О сновны е сю жетны е ли ни и пьесы и и х взаи модей стви е. В неш ни й и внутрен-
   ни й конф ли кты в прои зведени и , пути и х разреш ени я. Роль лю б овной колли -