ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
9
жания “Недоросля”. Политическое звучание пьесы . Мир Простаковых
и Скотининых как зловещая реализация торжества злонравия. Направлен-
ность комедии против бесконтрольности высшей власти , порождавшей нрав-
ственное опустошение правящего сословия и произвол.
3. Новаторский характер произведения Д .И . Фонвизина. “Недоросль” как пер-
вый опыт русской социально - политической комедии. Элементы любовной ,
воспитательной , бытовой комедии, психологической драмы и трагедии в
произведении и их взаимодействие. Дать комментарий высказыванию Н.В .
Гоголя по поводу художественного своеобразия фонвизинской комедии. Го-
голь ставил “Недоросль” в один ряд с комедией Грибоедова “Горе от ума” :
“Предмет изображения … в них уже не легкие насмешки над смешными сто-
ронами общества, но раны и болезни нашего общества” . В обеих комедиях ,
по его словам , “…содержание, взятое в интригу, ни завязано плотно , ни мас-
терски развязано… Кажется , сами комики о нем не много заботились, видя
сквозь него другое, высшее содержание и соображая с ним выходы и уходы
лиц своих <… > Степень потребности побочных характеров и ролей измере-
на… не в отношении к герою пьесы , но в отношении к тому, сколько они
могли пополнить и пояснить мысль самого автора присутствием своим на
сцене, сколько могли собою дорисовать общность всей сатиры”. Комедии
Фонвизина и Грибоедова “можно назвать истинно общественными комедия-
ми , и подобного выражения, сколько мне кажется , не принимала еще комедия
ни у одного из народов” (Гоголь Н . В . Полн . собр. соч. – М .; Л., 1952. – Т . 8. –
С. 396, 400).
4. Сюжетно - композиционное своеобразие комедии. Отсутствие структурного
единства в художественной системе комедии. Идейно- смысловая и сюжетная
завершенность как критерий выделения драматической сценки . Подчинен-
ность каждой сценки и каждого персонажа выявлению единого замысла . Ос-
новные сюжетные линии и их роль в общем идейном замысле комедии. Ос-
новные содержательные уровни художественной структуры пьесы :
а). фабульный уровень структуры , организующий композиционный каркас
драматического произведения; мотивы , типичные для структуры “слезной”
мещанской драмы ;
б ). комедийно -
сатирический уровень художественной структуры
“Недоросля”; персонажи, не имеющие отношения к развитию фабулы ;
гротесково - натуралистическая сатира как основной принцип логи-
ки раскрытия жизненных явлений; комические эпизоды пьесы ;
в). идеально- утопический уровень структуры “Недоросля”; положительные
персонажи; авторское представление об идеальном человеке и благородном
дворянине; внефабульность сцен; отсутствие комического элемента.
Двуплановость в раскрытии проблематики пьесы :
а). изнутри – через развертывание уклада жизни Простаковых и Скотини -
ных;
б ). извне – глазами Правдина, Стародума и других положительных персона-
жей .
Принцип контрастного параллелизма как способ связи между содержа-
9 жани я “ Н едоросля”. Поли ти ческое звучани е пьесы . М и р Простаковы х и Скоти ни ны х как зловещ ая реали зац и я торжества злонрави я. Н аправлен- ность комеди и проти в б есконтрольности вы сш ей власти , порождавш ей нрав- ственноеопустош ени еправящ ег о сослови я и прои звол. 3. Н оваторски й х арактер прои зведени я Д .И . Ф онви зи на. “ Н едоросль” как пер- вы й опы т русской соц и ально-поли ти ческой комеди и . Э лементы лю б овной , воспи тательной , б ы товой комеди и , пси х олог и ческой драмы и траг еди и в прои зведени и и и х взаи модей стви е. Д ать комментари й вы сказы вани ю Н .В . Гог оля по поводу х удожественног о своеоб рази я ф онви зи нской комеди и . Го- г оль стави л“ Н едоросль” в оди н ряд с комеди ей Гри б оедова “ Горе от ума”: “ Предмет и зоб ражени я … вни х уже нелег ки е насмеш ки над смеш ны ми сто- ронами об щ ества, но раны и б олезни наш ег о об щ ества”. В об еи х комеди ях , по ег о словам, “ … содержани е, взятое ви нтри г у, ни завязано плотно, ни мас- терски развязано… К ажется, сами коми ки о нем не мног о заб оти ли сь, ви дя сквозь нег о друг ое, вы сш ее содержани е и сооб ражая с ни м вы х оды и ух оды ли ц свои х <… > Степень потреб ности поб очны х х арактеров и ролей и змере- на… не в отнош ени и к г ерою пьесы , но в отнош ени и к тому, сколько они мог ли пополни ть и поясни ть мы сль самог о автора при сутстви ем свои м на сц ене, сколько мог ли соб ою дори совать об щ ность всей сати ры ”. К омеди и Ф онви зи на и Гри б оедова “ можно назвать и сти нно об щ ественны ми комеди я- ми , и подоб ног о вы ражени я, сколько мнекажется, непри ни малаещ екомеди я ни уодног о и з народов” (ГогольН .В . Полн. соб р. соч. – М .; Л ., 1952. – Т . 8. – С. 396, 400). 4. Сю жетно-компози ц и онное своеоб рази е комеди и . О тсутстви е структурног о еди нства вх удожественной си стемекомеди и . И дей но-смы словая и сю жетная заверш енность как кри тери й вы делени я драмати ческой сц енки . Подчи нен- ность каждой сц енки и каждог о персонажа вы явлени ю еди ног о замы сла. О с- новны е сю жетны е ли ни и и и х роль в об щ ем и дей ном замы сле комеди и . О с- новны есодержательны еуровни х удожественной структуры пьесы : а). ф аб ульны й уровень структуры , орг ани зую щ и й компози ц и онны й каркас драмати ческог о прои зведени я; моти вы , ти пи чны е для структуры “ слезной ” мещ анской драмы ; б ). комеди й но-сати ри чески й уровень х удожественной структуры “ Н едоросля”; персонажи , не и мею щ и е отнош ени я к разви ти ю ф аб улы ; г ротесково-натурали сти ческая сати ра как основной при нц и п лог и - ки раскры ти я жи зненны х явлени й ; коми чески еэ пи зоды пьесы ; в). и деально-утопи чески й уровеньструктуры “ Н едоросля”; положи тельны е персонажи ; авторскоепредставлени еоб и деальном человекеи б лаг ородном дворяни не; внеф аб ульностьсц ен; отсутстви екоми ческог о э лемента. Д вуплановостьвраскры ти и проб лемати ки пьесы : а). и знутри – через разверты вани еукладаж и зни Простаковы х и Скоти ни - ны х ; б ). и звне– г лазами Правди на, Стародумаи друг и х положи тельны х персона- жей . При нц и п контрастног о параллели змакак способ связи между содержа-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »