История зарубежной философии. История зарубежной философии XIX-XX вв. Ч.2. Недорезов В.Г - 15 стр.

UptoLike

Рубрика: 

А. Гелен о возможности философской антропологии, опирающейся на
достижения науки. Единство человеческого рода и единство человеческого
индивида. Преодоление дуалистического видения человека. «Психофизически
нейтральные» понятия. Человек как «действующее существо».
«Антропобиологический» подход к изучению человека. Задача философской
антропологии. А. Гелен о человеке как «недостаточном существе». Отрицание
дарвинизма. Опора А. Гелена на выводы Л. Портманна о «преждевременном
рождении» человека. Отсутствие у человека окружающей среды (Umwelt).
Интеллект и орудийная деятельность как средства компенсации биологической
недостаточности. Общество и культуракомпенсация недостаточности.
Понятие «зияние» как характеристика человеческого отношения к миру.
«Внутренний внешний мир». Теория влечений А. Гелена. «Остатки
инстинктов». Социальные мотивы и потребности. «Избыточность» энергии.
«Рискованность» человеческого существования.
Упорядочение опыта с помощью социальных институтов. Ситуация
распада традиционных институтов. «Атомарная агрессивность». Социальные
институты как условие человеческой идентичности.
Требование аскезы для человека в современном мире. Полемика Гелена с
этикой эвдемонизма и «гуманитаризма». Гелентеоретик неоконсерватизма.
«Назад к культуре»!
Культурная антропология (Э. Кассирер, Э. Ротхакер, М. Ландман).
Функциональный подход в философской антропологии (Э. Кассирер).
Человек как символическое животное. Сфера истинно человеческогоязык,
миф, религия, наука, искусство. «Символический универсум». Человек как
пересечение символов. «Символическое мышление» и «символическое
поведение».
Бытие человека в культуреосновная тема философских исследований Э.
Ротхакера и М. Ландмана. Отход от противопоставления человека животному.
Изначальность духа и укорененность его в человеческой природе. Воздействие
культуры на формирование человека в процессе эволюции (Ландман).
Umwelt применительно к человеку (Ротхакер). «Действительность» и
«мир». Коррелятивность картины мира и наблюдателякрестьянин, лесник и
горожанин»). Множество «миров» единой действительности. Человеческие
миры (menschliche Umwelten). Мир культуры. Приоритет практической
установки перед теоретической. Жизнь человека в границах исторических
обстоятельств. Трансцендирование как сущность человека. Свобода не от
ситуации, а в ситуации. Мир как «жизненный стиль». Неповторимость и
индивидуальность культур. Исторический, культурный и этический
релятивизм.
Учение Э. Ротхакера о познавательных интересах. Практические
интересы. Научно-технические интересы. «Науки о духе» (поиск смысла,
ценностное знание).
15
     А. Гелен о возможности философской антропологии, опирающейся на
достижения науки. Единство человеческого рода и единство человеческого
индивида. Преодоление дуалистического видения человека. «Психофизически
нейтральные»     понятия.    Человек    как    «действующее     существо».
«Антропобиологический» подход к изучению человека. Задача философской
антропологии. А. Гелен о человеке как «недостаточном существе». Отрицание
дарвинизма. Опора А. Гелена на выводы Л. Портманна о «преждевременном
рождении» человека. Отсутствие у человека окружающей среды (Umwelt).
Интеллект и орудийная деятельность как средства компенсации биологической
недостаточности. Общество и культура – компенсация недостаточности.
     Понятие «зияние» как характеристика человеческого отношения к миру.
«Внутренний внешний мир». Теория влечений А. Гелена. «Остатки
инстинктов». Социальные мотивы и потребности. «Избыточность» энергии.
«Рискованность» человеческого существования.
     Упорядочение опыта с помощью социальных институтов. Ситуация
распада традиционных институтов. «Атомарная агрессивность». Социальные
институты как условие человеческой идентичности.
     Требование аскезы для человека в современном мире. Полемика Гелена с
этикой эвдемонизма и «гуманитаризма». Гелен – теоретик неоконсерватизма.
«Назад к культуре»!
     Культурная антропология (Э. Кассирер, Э. Ротхакер, М. Ландман).
     Функциональный подход в философской антропологии (Э. Кассирер).
Человек как символическое животное. Сфера истинно человеческого – язык,
миф, религия, наука, искусство. «Символический универсум». Человек как
пересечение символов. «Символическое мышление» и «символическое
поведение».
     Бытие человека в культуре – основная тема философских исследований Э.
Ротхакера и М. Ландмана. Отход от противопоставления человека животному.
Изначальность духа и укорененность его в человеческой природе. Воздействие
культуры на формирование человека в процессе эволюции (Ландман).
     Umwelt применительно к человеку (Ротхакер). «Действительность» и
«мир». Коррелятивность картины мира и наблюдателя («крестьянин, лесник и
горожанин»). Множество «миров» единой действительности. Человеческие
миры (menschliche Umwelten). Мир культуры. Приоритет практической
установки перед теоретической. Жизнь человека в границах исторических
обстоятельств. Трансцендирование как сущность человека. Свобода не от
ситуации, а в ситуации. Мир как «жизненный стиль». Неповторимость и
индивидуальность культур. Исторический, культурный и этический
релятивизм.
     Учение Э. Ротхакера о познавательных интересах. Практические
интересы. Научно-технические интересы. «Науки о духе» (поиск смысла,
ценностное знание).



                                                                       15