История зарубежной философии. История зарубежной философии XIX-XX вв. Ч.2. Недорезов В.Г - 13 стр.

UptoLike

Рубрика: 

2.5.3 Экзистенциализм Ж.-П. Сартра
Философское и художественное наследие Ж.-П. Сартра.
Феноменологические и экзистенциалистские истоки философии Сартра. Идеи
литературных произведений Сартра. Проблема экзистенции.
Феноменологическая онтология Сартра. Принцип интенциональности.
Соотношение «бытиявсебе» и «бытиядлясебя». Характерные черты
«бытиявсебе»: антидиалектичность, отсутствие отрицательности,
пассивность, безвременность, инертное тождество. Отличие понимания всебе
бытия у Сартра от понимания его у Гегеля.
«Бытиедлясебя» (сознание) – носитель жизни и движения.
Отрицание как сущность «бытиядлясебя». Экзистенция как сознание и
отрицание. Нетрадиционное понимание соотношения сущности и
существования. Негативная диалектика Сартра.
Философия свободы Сартра. Свобода как индетерминированный выбор
человеком своего бытия, «проект». Обреченность быть свободным. Свобода как
отношение к ситуации. Утрата традиционных ценностей. «Бытие ценностей
держится на мне». Критерий нравственности. «Категорический императив
Сартра: пользуйся своей свободой, будь самим собойПринцип аутентичности
как основоположение морали. «Другой» как ограничение свободы индивида.
Понимание истории в философии Сартра. Отношение Сартра к
марксизму. Социальные ансамбли. Понятие внутренних отношений.
Проникновение в диалектику через самосознание. Историческая реальность как
область действия диалектического разума. Категория «отношение». Практика
как «переживаемая личностью практика». Тотализация как «конкретная»
диалектика образования целостностей. Интуитивистское «понимание» как
основа тотализации. Экзистенциалистская антропологияустановка на
познание «конкретного человека». Идея соединения исторического
материализма с экзистенциалистской антропологией.
2.5.4 Экзистенциальная философия А. Камю и Г. Марселя
А. Камю. Основные проблемы и идеи философии А. Камю. Специфика
философствования Камю. Главная тема его размышленийчеловек. Абсурдное
умозрениенаука и метафизика. Переключение философии с традиционных
категорий на «'экзистенциалы». «Двадцатый веквек страха». «Абсурд».
Абсурдный человек. Утрата веры в бога. Позиция абсурдного человека: «Все
позволено». Чуждость мира и отчуждение между людьми как круг абсурда.
Вопрос о самоубийстве. Три следствия осознания человеком абсурда: 1) бунт;
2) свобода; 3) страсть. Неразрывность свободы и бунта. Основная антиномия
сознания абсурдного человека. Философия Камю в контексте
экзистенциалистской мысли: отношение Камю к философии Кьеркегора,
Шестова, Достоевского, Ясперса, Хайдеггера, Сартра. Философская анатомия
бунта. «Я бунтую, следовательно, мы существуем». «Метафизический» бунт.
Критичность Камю в отношении бунта, революционности и нигилизма.
Утверждение «истинного бунта» и «нового революционаризма».
13
   2.5.3 Экзистенциализм Ж.-П. Сартра
      Философское      и    художественное     наследие    Ж.-П.    Сартра.
Феноменологические и экзистенциалистские истоки философии Сартра. Идеи
литературных       произведений      Сартра.     Проблема      экзистенции.
Феноменологическая онтология Сартра. Принцип интенциональности.
Соотношение «бытия – в – себе» и «бытия – для – себя». Характерные черты
«бытия – в – себе»: антидиалектичность, отсутствие отрицательности,
пассивность, безвременность, инертное тождество. Отличие понимания в – себе
– бытия у Сартра от понимания его у Гегеля.
      «Бытие – для – себя» (сознание) – носитель жизни и движения.
Отрицание как сущность «бытия – для – себя». Экзистенция как сознание и
отрицание.    Нетрадиционное     понимание соотношения       сущности     и
существования. Негативная диалектика Сартра.
      Философия свободы Сартра. Свобода как индетерминированный выбор
человеком своего бытия, «проект». Обреченность быть свободным. Свобода как
отношение к ситуации. Утрата традиционных ценностей. «Бытие ценностей
держится на мне». Критерий нравственности. «Категорический императив
Сартра: пользуйся своей свободой, будь самим собой!» Принцип аутентичности
как основоположение морали. «Другой» как ограничение свободы индивида.
      Понимание истории в философии Сартра. Отношение Сартра к
марксизму. Социальные ансамбли. Понятие внутренних отношений.
Проникновение в диалектику через самосознание. Историческая реальность как
область действия диалектического разума. Категория «отношение». Практика
как «переживаемая личностью практика». Тотализация как «конкретная»
диалектика образования целостностей. Интуитивистское «понимание» как
основа тотализации. Экзистенциалистская антропология – установка на
познание «конкретного человека». Идея соединения исторического
материализма с экзистенциалистской антропологией.
   2.5.4 Экзистенциальная философия А. Камю и Г. Марселя
      А. Камю. Основные проблемы и идеи философии А. Камю. Специфика
философствования Камю. Главная тема его размышлений – человек. Абсурдное
умозрение – наука и метафизика. Переключение философии с традиционных
категорий на «'экзистенциалы». «Двадцатый век – век страха». «Абсурд».
Абсурдный человек. Утрата веры в бога. Позиция абсурдного человека: «Все
позволено». Чуждость мира и отчуждение между людьми как круг абсурда.
Вопрос о самоубийстве. Три следствия осознания человеком абсурда: 1) бунт;
2) свобода; 3) страсть. Неразрывность свободы и бунта. Основная антиномия
сознания    абсурдного     человека.   Философия    Камю    в    контексте
экзистенциалистской мысли: отношение Камю к философии Кьеркегора,
Шестова, Достоевского, Ясперса, Хайдеггера, Сартра. Философская анатомия
бунта. «Я бунтую, следовательно, мы существуем». «Метафизический» бунт.
Критичность Камю в отношении бунта, революционности и нигилизма.
Утверждение «истинного бунта» и «нового революционаризма».

                                                                        13