Методическое пособие для работы над рефератом по отечественной истории для студентов неспециальных факультетов. Никандрова И.Е. - 61 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

61
системы, олицетворяя княжескую власть как верховную)
33
.
Интересно рассмотреть данную систему не как сложившу-
юся в ходе эволюции языческих представлений, а как созданную
искусственно, но обоснованную исторической необходимостью.
Можно предположить, что основное отличие христианской ре-
лигии от языческой состояло в том, что христианство призвано
было оправдать и утвердить власть государя на земле как наме-
стника Господа. Владимир же со своей реформой определил язы-
чество как государственную религию, а поставив во главе панте-
она Перуна, а не Сварога и не Рода, утвердил государственность
как высший источник формирования любых взглядов, в том числе
и религиозных. Возникает вопрос: не была ли реформа Влади-
мира 980 г. первой попыткой подчинить религию, или церковь,
государственной власти?
Как бы то ни было, последующее принятие христианства,
по мнению многих учёных, не поколебало устоев языческой веры
34
.
Многие боги просто приняли имена святых (например, Перун
может быть соотнесён с Ильёй-пророком, также повелевающим
молниями
35
), а многие языческие верования и обряды сохраняют-
ся и поныне. А иначе и быть не могло: как писал в начале XIX
века Г.А. Глинка, автор книги «Древняя религия славян», славян-
ская «вера из многих языческих есть чистейшая. Ибо их боги суть
естественные действия, благотворением своим имеющие на чело-
века влияние и служащие к страху и казни беззакония ...»
36
.
Примечания:
1
- См.: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1987.
- С. 755.
2
- См.: Там же. - С. 764.
3
- См.: Там же. - С. 762.
4
- См.: Там же. - С. 762.
5
- См.: Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской ми-
фологии. - Нижний Новгород: Русский кузнец и Братья славяне,
1996. - С. 358-359.
6
- См.: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1987. - С. 763.
7
- См.: Семёнова М. Мы - славяне! - СПб.: Азбука-Терра, 1997. - С. 38.
8
- См.: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1987. - С. 763.
9
- Слово о полку Игореве. - М.: Детская литература, 1972. - С. 90.
10
- См.: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1987. - С. 764.
PDF создан незарегистрированной версией pdfFactory Pro www.pdffactory.com
      системы, олицетворяя княжескую власть как верховную)3 3.
            Интересно рассмотреть данную систему не как сложившу-
      юся в ходе эволюции языческих представлений, а как созданную
      искусственно, но обоснованную исторической необходимостью.
      Можно предположить, что основное отличие христианской ре-
      лигии от языческой состояло в том, что христианство призвано
      было оправдать и утвердить власть государя на земле как наме-
      стника Господа. Владимир же со своей реформой определил язы-
      чество как государственную религию, а поставив во главе панте-
      она Перуна, а не Сварога и не Рода, утвердил государственность
      как высший источник формирования любых взглядов, в том числе
      и религиозных. Возникает вопрос: не была ли реформа Влади-
      мира 980 г. первой попыткой подчинить религию, или церковь,
      государственной власти?
            Как бы то ни было, последующее принятие христианства,
      по мнению многих учёных, не поколебало устоев языческой веры3 4.
      Многие боги просто приняли имена святых (например, Перун
      может быть соотнесён с Ильёй-пророком, также повелевающим
      молниями3 5), а многие языческие верования и обряды сохраняют-
      ся и поныне. А иначе и быть не могло: как писал в начале XIX
      века Г.А. Глинка, автор книги «Древняя религия славян», славян-
      ская «вера из многих языческих есть чистейшая. Ибо их боги суть
      естественные действия, благотворением своим имеющие на чело-
      века влияние и служащие к страху и казни беззакония ...»3 6.

      Примечания:
      1
         - См.: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1987.
      - С. 755.
      2
         - См.: Там же. - С. 764.
      3
         - См.: Там же. - С. 762.
      4
         - См.: Там же. - С. 762.
      5
          - См.: Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской ми-
      фологии. - Нижний Новгород: Русский кузнец и Братья славяне,
      1996. - С. 358-359.
      6
        - См.: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1987. - С. 763.
      7
        - См.: Семёнова М. Мы - славяне! - СПб.: Азбука-Терра, 1997. - С. 38.
      8
         - См.: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1987. - С. 763.
      9
         - Слово о полку Игореве. - М.: Детская литература, 1972. - С. 90.
      10
          - См.: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1987. - С. 764.
                                                                               61




PDF создан незарегистрированной версией pdfFactory Pro www.pdffact