История музыки. Никеева И.А - 3 стр.

UptoLike

5
Раздел I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Тема 1. Музыка как вид искусства, ее специфические
черты.
Музыка (с гр. – искусство муз) – вид искусства, отражающий
действительность в звуковых художественных образах и активно
воздействующий на психику человека. Музыка способна конкрет-
но и убедительно передавать эмоциональные состояния людей.
Она выражает и связанные с чувствами идеи обобщенного плана.
Музыка часто привлекает средства
других искусств, например сло-
во (литература).
Музыкальное произведение мы воспринимаем совсем не так,
как, например, произведения изобразительного искусства. Скульп-
туру или картину можно долго и подробно рассматривать, музыка
же нас не ждет, она постоянно движется вперед, «течет» во време-
ни. Однако это свойство, называемое временнόй природой музыки
,
дает музыкальному искусству огромные преимущества перед дру-
гими видами творчества: в музыке можно изображать процессы
развития.
Звуковая природа музыки
дает ей возможность установить
связь со звуками окружающей действительности. Музыкальные
звуки и их сочетания могут напоминать звуковые явления внешне-
го мира (пение птиц, жужжание шмеля, топот коней, стук колес
поезда, шелест листвы и т. д.) – это свойство называют «звукопод-
ражанием». Конечно, изображение в музыке носит условный ха-
рактер, но дает толчок фантазии слушателя.
Иногда художественный замысел музыкального произведе-
ния связан с каким-либо литературным произведением или (реже)
с произведением изобразительного искусства. Такую музыку назы-
вают программной
. Основная идея может воплощаться либо в
обобщенной несюжетной композиции, где название лишь указыва-
ет общее направление развития музыкальных образов, либо в ком-
позиции, более последовательно передающей события (как прави-
ло, это произведения с ярко конфликтным сюжетом).
Средствами воплощения музыкальных образов служат музы-
кальные звуки, определенным образом организованные. Основные
6
элементы музыки (ее выразительные средства или ее музыкальный
язык) – это мелодия, гармония, метр, ритм, лад, динамика, тембр
1
и т. д.
Музыка формируется в нотной записи и реализуется в про-
цессе исполнения. Различают музыку одноголосную (монодия) и
многоголосную (полифония, гомофония). Применяют и подразде-
ление музыки на роды и виды, т. е. жанры.
Музыкальный жанрмногозначное понятие, связанное с
происхождением, условиями исполнения и восприятием музыки.
Жанр отражает взаимосвязь между
внемузыкальными факторами
музыкального творчества (жизненное предназначение, связь со
словом, танцем, другими искусствами) и его внутримузыкальными
характеристиками (тип музыкальной формы, стиль).
На первых этапах истории музыки жанр выступал как тради-
ционный художественный канон, в рамках которого композитор-
ская индивидуальность не проявлялась. Канонизация норм музи-
цирования всецело диктовалась определенными общественными
функциями музыки (
например, культовыми, церемониальными). В
прикладной музыке сформировались первичные жанры: песня, та-
нец, марш, особенности которых зависели от функций, выполняе-
мых музыкой в различных бытовых, трудовых, обрядовых ситуа-
циях.
С течением времени понятие «жанр» стало применяться бо-
лее широко и обобщенно, обозначая тот или иной вид художест-
венного творчества по различным признакам
. Этим обусловлено
существование множества жанровых классификаций: по характеру
тематики (комический, трагический и т. п.), по истокам сюжета
(исторический, сказочный и т. п.), по составу исполнителей (во-
кальный, инструментальный и т. д.), по назначению (этюд, танец и
т. п.).
Наиболее употребительной является классификация по со-
ставу исполнителей:
1
Курсивом в пособии выделены слова, помещенные в терминоло-
гический словарь (см. Приложение)
       Раздел I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ                            элементы музыки (ее выразительные средства или ее музыкальный
           МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА                                   язык) – это мелодия, гармония, метр, ритм, лад, динамика, тембр1
                                                                    и т. д.
      Тема 1. Музыка как вид искусства, ее специфические                    Музыка формируется в нотной записи и реализуется в про-
черты.                                                              цессе исполнения. Различают музыку одноголосную (монодия) и
      Музыка (с гр. – искусство муз) – вид искусства, отражающий    многоголосную (полифония, гомофония). Применяют и подразде-
действительность в звуковых художественных образах и активно        ление музыки на роды и виды, т. е. жанры.
воздействующий на психику человека. Музыка способна конкрет-                Музыкальный жанр – многозначное понятие, связанное с
но и убедительно передавать эмоциональные состояния людей.          происхождением, условиями исполнения и восприятием музыки.
Она выражает и связанные с чувствами идеи обобщенного плана.        Жанр отражает взаимосвязь между внемузыкальными факторами
Музыка часто привлекает средства других искусств, например сло-     музыкального творчества (жизненное предназначение, связь со
во (литература).                                                    словом, танцем, другими искусствами) и его внутримузыкальными
      Музыкальное произведение мы воспринимаем совсем не так,       характеристиками (тип музыкальной формы, стиль).
как, например, произведения изобразительного искусства. Скульп-             На первых этапах истории музыки жанр выступал как тради-
туру или картину можно долго и подробно рассматривать, музыка       ционный художественный канон, в рамках которого композитор-
же нас не ждет, она постоянно движется вперед, «течет» во време-    ская индивидуальность не проявлялась. Канонизация норм музи-
ни. Однако это свойство, называемое временнόй природой музыки,      цирования всецело диктовалась определенными общественными
дает музыкальному искусству огромные преимущества перед дру-        функциями музыки (например, культовыми, церемониальными). В
гими видами творчества: в музыке можно изображать процессы          прикладной музыке сформировались первичные жанры: песня, та-
развития.                                                           нец, марш, особенности которых зависели от функций, выполняе-
      Звуковая природа музыки дает ей возможность установить        мых музыкой в различных бытовых, трудовых, обрядовых ситуа-
связь со звуками окружающей действительности. Музыкальные           циях.
звуки и их сочетания могут напоминать звуковые явления внешне-              С течением времени понятие «жанр» стало применяться бо-
го мира (пение птиц, жужжание шмеля, топот коней, стук колес        лее широко и обобщенно, обозначая тот или иной вид художест-
поезда, шелест листвы и т. д.) – это свойство называют «звукопод-   венного творчества по различным признакам. Этим обусловлено
ражанием». Конечно, изображение в музыке носит условный ха-         существование множества жанровых классификаций: по характеру
рактер, но дает толчок фантазии слушателя.                          тематики (комический, трагический и т. п.), по истокам сюжета
      Иногда художественный замысел музыкального произведе-         (исторический, сказочный и т. п.), по составу исполнителей (во-
ния связан с каким-либо литературным произведением или (реже)       кальный, инструментальный и т. д.), по назначению (этюд, танец и
с произведением изобразительного искусства. Такую музыку назы-      т. п.).
вают программной. Основная идея может воплощаться либо в                    Наиболее употребительной является классификация по со-
обобщенной несюжетной композиции, где название лишь указыва-        ставу исполнителей:
ет общее направление развития музыкальных образов, либо в ком-
позиции, более последовательно передающей события (как прави-
ло, это произведения с ярко конфликтным сюжетом).
      Средствами воплощения музыкальных образов служат музы-             1
                                                                           Курсивом в пособии выделены слова, помещенные в терминоло-
кальные звуки, определенным образом организованные. Основные
                                                                    гический словарь (см. Приложение)
                                5                                                                   6