История музыки. Никеева И.А - 5 стр.

UptoLike

9
тематика ладов, интервалов), которыми занимались многие круп-
нейшие античные мыслители: Пифагор, Гераклит, Платон, Аристо-
тель, Аристоксен и другие.
Музыкальная культура Средневековья.
Эпоха Средневековья (V–ХIII вв. н. э.) вошла в мировую ис-
торию как эпоха тяжелого гнета, войн, крестовых походов и все-
властия римско-католической церкви, оказавшей огромное воздей-
ствие на все сферы общественного развития. Постепенно (с IV по
VII вв.) в странах Западной Европы сложился особый церковный
стиль, основу которого составлял григорианский хорал
, системати-
зированный в обширный кодекс при папе Григории I («Григориан-
ский антифонарий»). Церковь строго охраняла свои традиции, од-
нако все же не могла полностью противостоять влияниям народно-
го искусства. Так, постепенно в церковный стиль и его главный
культовый жанр мессу проникали новые мелодии народно-
песенного склада: гимны, секвенции, тропы. Большим достижени-
ем эпохи стало рождение в IХХ вв. ранних форм многоголосия,
достигшего особого расцвета в творчестве мастеров певческой
школы собора Парижской Богоматери Леонина и Перотина.
Важной областью музыкальной культуры Средневековья
было народное творчество, богато представлявшее самобытные
традиции разных стран. Народное песенно-инструментальное ис-
кусство в лице странствующих музыкантовшпильманов (Герма-
ния
), жонглеров (Франция), гистрионов (Англия), хогларов (Ита-
лия) – с его выраженным антиклерикальным характером снискало
враждебность со стороны церкви и горячую любовь широких кру-
гов населения.
Светская музыка в Средние века на западе Европы возникла
позже церковной и проявилась наиболее ярко в рыцарском музы-
кально-поэтическом искусстве ХII – ХIII вв. Песенное творчество
трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии, во
многом близкое народному искусству, было прогрессивным явле-
нием, оказавшим значительное влияние на развитие городской
культуры последующих эпох.
10
Музыкальная культура Возрождения.
Период с ХIV по ХVI вв., именуемый Возрождением, один
из наиболее ярких в истории Западной Европы. Возрождение за-
тронуло все области искусства и философию. Достаточно яркое
воплощение это «новое искусство» нашло и в музыке, первона-
чально в Италии и Франции (Ars nova), затем в Нидерландах, Анг-
лии, Германии и других странах Европы.
Музыкальное искусство
начало играть важную роль в общественной жизни народа, особен-
но в периоды подъема национально-освободительных движений и
религиозных войн, связанных с Реформацией (гугенотские песни
во Франции, протестантские хоралы в Германии, песни гёзов в Ни-
дерландах, гуситские гимны в Чехии). Очень быстро в тот период
развивалась городская музыкальная жизнь (открытие
академий,
университетов, консерваторий).
Большим достижением эпохи Возрождения стало выдвиже-
ние и развитие светских жанров. Эта музыка, более певучая и гиб-
кая, была связана с народными истоками и открыто противостояла
церковному стилю. Прежде всего, это итальянские песенные жан-
рылауды, фроттолы, виланеллы и, конечно, мадригалы, отли-
чающиеся особым утонченно-аристократическим стилем,
а также
французские chansons (шансон), испанские романсы и другие жан-
ры. Кроме того, большой победой над средневеково-церковной
традицией было образование и быстрое развитие инструменталь-
ной музыки. Лютня, гитара, орган, вёрджинал стали неотъемлемой
составной частью музыкальной культуры. Для них создавались
специальные жанры (прелюдии, паваны, гальярды), появлялись
виртуозы-исполнители.
Прогресс в развитии светской
музыки происходил, однако, в
прямой связи с расцветом церковной полифонии. Хоровая поли-
фония достигла в ряде европейских стран (особенно в Нидерлан-
дах) в период Высокого Ренессанса высочайшего мастерства. Раз-
личные культовые жанрымессы, мотеты, каноны, магнифика-
ты составили основу творчества крупнейших композиторов эпо-
хи Возрождения: Ф. Ландино, К. Джезуальдо, Дж
. Габриэли,
Дж. Палестрина (Италия); Г. де Машо, К. Жаннекен (Франция);
Г. Дюфаи, Я. Окегем, Я. Обрехт, О. Лассо (Нидерланды); А. Кабе-
сон, К. Моралес (Испания); Л. Зенфль, Г. Гасслер (Германия);
тематика ладов, интервалов), которыми занимались многие круп-            Музыкальная культура Возрождения.
нейшие античные мыслители: Пифагор, Гераклит, Платон, Аристо-            Период с ХIV по ХVI вв., именуемый Возрождением, один
тель, Аристоксен и другие.                                         из наиболее ярких в истории Западной Европы. Возрождение за-
      Музыкальная культура Средневековья.                          тронуло все области искусства и философию. Достаточно яркое
      Эпоха Средневековья (V–ХIII вв. н. э.) вошла в мировую ис-   воплощение это «новое искусство» нашло и в музыке, первона-
торию как эпоха тяжелого гнета, войн, крестовых походов и все-     чально в Италии и Франции (Ars nova), затем в Нидерландах, Анг-
властия римско-католической церкви, оказавшей огромное воздей-     лии, Германии и других странах Европы. Музыкальное искусство
ствие на все сферы общественного развития. Постепенно (с IV по     начало играть важную роль в общественной жизни народа, особен-
VII вв.) в странах Западной Европы сложился особый церковный       но в периоды подъема национально-освободительных движений и
стиль, основу которого составлял григорианский хорал, системати-   религиозных войн, связанных с Реформацией (гугенотские песни
зированный в обширный кодекс при папе Григории I («Григориан-      во Франции, протестантские хоралы в Германии, песни гёзов в Ни-
ский антифонарий»). Церковь строго охраняла свои традиции, од-     дерландах, гуситские гимны в Чехии). Очень быстро в тот период
нако все же не могла полностью противостоять влияниям народно-     развивалась городская музыкальная жизнь (открытие академий,
го искусства. Так, постепенно в церковный стиль и его главный      университетов, консерваторий).
культовый жанр мессу проникали новые мелодии народно-                    Большим достижением эпохи Возрождения стало выдвиже-
песенного склада: гимны, секвенции, тропы. Большим достижени-      ние и развитие светских жанров. Эта музыка, более певучая и гиб-
ем эпохи стало рождение в IХ–Х вв. ранних форм многоголосия,       кая, была связана с народными истоками и открыто противостояла
достигшего особого расцвета в творчестве мастеров певческой        церковному стилю. Прежде всего, это итальянские песенные жан-
школы собора Парижской Богоматери Леонина и Перотина.              ры – лауды, фроттолы, виланеллы и, конечно, мадригалы, отли-
      Важной областью музыкальной культуры Средневековья           чающиеся особым утонченно-аристократическим стилем, а также
было народное творчество, богато представлявшее самобытные         французские chansons (шансон), испанские романсы и другие жан-
традиции разных стран. Народное песенно-инструментальное ис-       ры. Кроме того, большой победой над средневеково-церковной
кусство в лице странствующих музыкантов – шпильманов (Герма-       традицией было образование и быстрое развитие инструменталь-
ния), жонглеров (Франция), гистрионов (Англия), хогларов (Ита-     ной музыки. Лютня, гитара, орган, вёрджинал стали неотъемлемой
лия) – с его выраженным антиклерикальным характером снискало       составной частью музыкальной культуры. Для них создавались
враждебность со стороны церкви и горячую любовь широких кру-       специальные жанры (прелюдии, паваны, гальярды), появлялись
гов населения.                                                     виртуозы-исполнители.
      Светская музыка в Средние века на западе Европы возникла           Прогресс в развитии светской музыки происходил, однако, в
позже церковной и проявилась наиболее ярко в рыцарском музы-       прямой связи с расцветом церковной полифонии. Хоровая поли-
кально-поэтическом искусстве ХII – ХIII вв. Песенное творчество    фония достигла в ряде европейских стран (особенно в Нидерлан-
трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии, во     дах) в период Высокого Ренессанса высочайшего мастерства. Раз-
многом близкое народному искусству, было прогрессивным явле-       личные культовые жанры – мессы, мотеты, каноны, магнифика-
нием, оказавшим значительное влияние на развитие городской         ты – составили основу творчества крупнейших композиторов эпо-
культуры последующих эпох.                                         хи Возрождения: Ф. Ландино, К. Джезуальдо, Дж. Габриэли,
                                                                   Дж. Палестрина (Италия); Г. де Машо, К. Жаннекен (Франция);
                                                                   Г. Дюфаи, Я. Окегем, Я. Обрехт, О. Лассо (Нидерланды); А. Кабе-
                                                                   сон, К. Моралес (Испания); Л. Зенфль, Г. Гасслер (Германия);

                               9                                                                  10