ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
7
Жанровые группы Названия жанров
симфонические
(для симфонического
оркестра)
симфония, увертюра,
концерт, симфоническая
поэма, сюита, фантазия
инструмен-
тальные
камерно-инструментальные
(для инструментального
ансамбля или одного
инструмента)
соната, трио, квартет,
квинтет, рапсодия, скерцо,
ноктюрн, прелюдия, этюд,
экспромт, вальс, мазурка,
полонез и т. д.
вокальные
хоровые и сольные песни, хоры a capella
(без сопровождения)
камерно-вокальные (для
голоса или нескольких
голосов с
инструментальным
сопровождением)
романс, песня, баллада,
дуэт, ария, вокализ,
вокальный цикл и т. д.
вокально-
инструмен-
тальные
вокально-симфонические
(для хора, солистов,
оркестра)
кантата, оратория, месса,
реквием, страсти
(пассионы)
театральные
опера, балет, оперетта,
мюзикл, музыкальная
комедия, музыка к
драматическому спектаклю
Музыкальная культура каждого народа обладает специфиче-
скими чертами, которые проявляются прежде всего в народной му-
зыке. На основе народного творчества в соответствии с закономер-
ностями эволюции общества развивается профессиональная музы-
ка, возникают и сменяют друг друга различные школы, художест-
венные направления, стили, в которых по-разному осуществляется
отображение духовной жизни
людей.
Тема 2. Зарубежная музыкальная культура до ХVII в.
Музыкальное искусство древности.
Музыкальное искусство
возникло в глубокой древности. Известно, что еще на заре челове-
ческой истории люди каменного века изготовили свои первые
примитивные музыкальные инструменты, сохранившиеся до на-
ших дней: колотушки, различные трубы из морских раковин или
костей и рогов животных. Тогда же сложили люди и свои первые
8
песни, исполняемые одновременно с телодвижениями во время
различных обрядовых действий.
Музыкальная культура Античности.
В эпоху Античности наиболее высокую ступень развития
общества и его культуры представляло государство Древней Гре-
ции, состоящее в то время из множества малых городов-государств
(полисов), сохранявших самостоятельность в политических, куль-
турных и правовых вопросах. Большое место в общественной жиз-
ни греков занимала музыка. Обучение музыке составляло неотъем-
лемую часть
общего гражданского воспитания юношества. Пение
и игра на музыкальных инструментах входили в программу спор-
тивных и художественных (мусических) состязаний. Существовали
даже объединения певцов, музыкантов и танцоров, называемые
коллегиями. Наиболее значительные достижения в музыке отно-
сятся к гомеровскому и классическому периодам развития древне-
греческой культуры (с ХII по V вв. до н.
э.). Формируются основ-
ные роды и жанры искусства. Прежде всего это героический эпос,
представленный эпическими песнями Гомера («Одиссея», «Илиа-
да»), затем лирика – хоровая (в одах, гимнах и элегиях Пиндара,
Тиртея, Стезихора) и сольная (в песнях Сапфо, Алкея с острова
Лесбос). Важным достижением эпохи Античности стало рождение
театра. Древнегреческая трагедия (а
позже комедия и сатировская
драма) – это высокохудожественные произведения, соединившие в
себе драму, танец и музыку (трагедии «Персы», «Орестея» Эсхила,
«Антигона», «Царь Эдип» Софокла, комедия «Лягушки» Аристо-
фана и др.). Большое внимание в Древней Греции уделялось и раз-
витию музыкального инструментария. На античных вазах сохрани-
лись изображения сцен игры на различных
инструментах: лире,
арфе, кифаре, авлосе. Эти инструменты использовались певцами-
сказителями (аэдами, рапсодами) для сопровождения своих эпи-
ческих песен и также для поддержки хора в театральных постанов-
ках.
Широкое распространение музыки в быту греков способст-
вовало возникновению острых дискуссий о ее сущности и физиче-
ской природе между приверженцами разных школ («каноники»
и
«гармоники»), а также вызывало необходимость разработки вопро-
сов музыкальной эстетики и теории музыки (учение об этосе, сис-
Жанровые группы Названия жанров песни, исполняемые одновременно с телодвижениями во время инструмен- симфонические симфония, увертюра, различных обрядовых действий. тальные (для симфонического концерт, симфоническая Музыкальная культура Античности. оркестра) поэма, сюита, фантазия В эпоху Античности наиболее высокую ступень развития камерно-инструментальные соната, трио, квартет, общества и его культуры представляло государство Древней Гре- (для инструментального квинтет, рапсодия, скерцо, ции, состоящее в то время из множества малых городов-государств ансамбля или одного ноктюрн, прелюдия, этюд, (полисов), сохранявших самостоятельность в политических, куль- инструмента) экспромт, вальс, мазурка, турных и правовых вопросах. Большое место в общественной жиз- полонез и т. д. ни греков занимала музыка. Обучение музыке составляло неотъем- вокальные хоровые и сольные песни, хоры a capella лемую часть общего гражданского воспитания юношества. Пение (без сопровождения) и игра на музыкальных инструментах входили в программу спор- вокально- камерно-вокальные (для романс, песня, баллада, инструмен- голоса или нескольких дуэт, ария, вокализ, тивных и художественных (мусических) состязаний. Существовали тальные голосов с вокальный цикл и т. д. даже объединения певцов, музыкантов и танцоров, называемые инструментальным коллегиями. Наиболее значительные достижения в музыке отно- сопровождением) сятся к гомеровскому и классическому периодам развития древне- вокально-симфонические кантата, оратория, месса, греческой культуры (с ХII по V вв. до н. э.). Формируются основ- (для хора, солистов, реквием, страсти ные роды и жанры искусства. Прежде всего это героический эпос, оркестра) (пассионы) представленный эпическими песнями Гомера («Одиссея», «Илиа- театральные опера, балет, оперетта, да»), затем лирика – хоровая (в одах, гимнах и элегиях Пиндара, мюзикл, музыкальная Тиртея, Стезихора) и сольная (в песнях Сапфо, Алкея с острова комедия, музыка к Лесбос). Важным достижением эпохи Античности стало рождение драматическому спектаклю театра. Древнегреческая трагедия (а позже комедия и сатировская драма) – это высокохудожественные произведения, соединившие в Музыкальная культура каждого народа обладает специфиче- себе драму, танец и музыку (трагедии «Персы», «Орестея» Эсхила, скими чертами, которые проявляются прежде всего в народной му- «Антигона», «Царь Эдип» Софокла, комедия «Лягушки» Аристо- зыке. На основе народного творчества в соответствии с закономер- фана и др.). Большое внимание в Древней Греции уделялось и раз- ностями эволюции общества развивается профессиональная музы- витию музыкального инструментария. На античных вазах сохрани- ка, возникают и сменяют друг друга различные школы, художест- лись изображения сцен игры на различных инструментах: лире, венные направления, стили, в которых по-разному осуществляется арфе, кифаре, авлосе. Эти инструменты использовались певцами- отображение духовной жизни людей. сказителями (аэдами, рапсодами) для сопровождения своих эпи- ческих песен и также для поддержки хора в театральных постанов- Тема 2. Зарубежная музыкальная культура до ХVII в. ках. Музыкальное искусство древности. Музыкальное искусство Широкое распространение музыки в быту греков способст- возникло в глубокой древности. Известно, что еще на заре челове- вовало возникновению острых дискуссий о ее сущности и физиче- ческой истории люди каменного века изготовили свои первые ской природе между приверженцами разных школ («каноники» и примитивные музыкальные инструменты, сохранившиеся до на- «гармоники»), а также вызывало необходимость разработки вопро- ших дней: колотушки, различные трубы из морских раковин или сов музыкальной эстетики и теории музыки (учение об этосе, сис- костей и рогов животных. Тогда же сложили люди и свои первые 7 8
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- …
- следующая ›
- последняя »