Культурология. Никишова Т.П - 32 стр.

UptoLike

специальным образованием: инженеры, техники, врачи, учителя, юристы,
работники науки и искусства.
Энциклопедизм (фр.) – всестороннее образование, осведомленность в
различных областях знания.
Скептицизм – (греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий): 1)
философское направление, подвергающее сомнению возможность познания
объективной действительности; 2) критическое, недоверчивое отношение к
чему-либо, сомнение в возможности, правильности или истинности чего-либо.
Романтизм (фр. romantisme) – идейное и художественное движение в
европейской культуре конца XVIII –начала XIX в., характеризующееся
возвышенными устремлениями, культивированием идеалов, отрицанием прозы
и «серости» действительности, трепетностью и мечтательностью, желанием
создать совершенный мир. Романтизмсвоеобразный, начальный «
юношеский этап» какого-либо движения, направления в культуре.
Символизмнаправление в искусстве конца XIX начала ХХ в.,
проникнутое мистицизмом, таинственностью, стремлением открыть новые
высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщения, особой
ассоциативности. Творцы с-зма (Г. Иблен, Сологуб, Белый, Блок, Вяч. Иванов и
др.) видели в искусстве магическую силу обновления жизни, мировоззрения и
жизнедеятельности людей.
Натурализм (от лат. natura - природа) – направление в литературе,
искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе, США и
стремившееся к объективно-точному и бесстрастному воспроизведению
наблюдаемой реальности. Объектом Н. был человеческий характер в его
обусловленности физиологич. природой и средой, понимаемой
преимущественно как непосредственно бытовое и материальное окружение. (Э.
Золя, Э. И Н. Гонкуры, Г. Гауптман, и др.). Натурализмповерхностное
копирование второстепенных подробностей, достоверно-фотографическое
изображение мрачных, теневых явлений, сцен жестокости и насилия, культ
агрессивной, варварской силы.
Модернизм – (от фр. moderne – новейший современный) –
художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-х гг. ХХ в. как
своеобразное отражение духовного кризиса буржуазного общества,
противоречий буржуазного массового духовного и индивидуального сознания.
М. объединяет множество относительно самостоятельных идейно-
художественных направлений и течений, различных по социальному масштабу
и культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, футуризм,
конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт).
Становление М. как законченной художественно-эстетической системы и
соответствующего типа миросозерцания было подготовлено такими его
стадиями, как декадентство и авангардизм.
Прагматизм (гр. pragma – дело, действие): 1) субъективно-
идеалистическое течение в современной буржуазной философии (приимущ.
американской), которое отрицает объективность истины. Истинным считает не
то, что соответствует объективной действительности, а то, что даёт
34
специальным образованием: инженеры, техники, врачи, учителя, юристы,
работники науки и искусства.
       Энциклопедизм (фр.) – всестороннее образование, осведомленность в
различных областях знания.
        Скептицизм – (греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий): 1)
философское направление, подвергающее сомнению возможность познания
объективной действительности; 2) критическое, недоверчивое отношение к
чему-либо, сомнение в возможности, правильности или истинности чего-либо.
       Романтизм (фр. romantisme) – идейное и художественное движение в
европейской культуре конца XVIII –начала XIX в., характеризующееся
возвышенными устремлениями, культивированием идеалов, отрицанием прозы
и «серости» действительности, трепетностью и мечтательностью, желанием
создать совершенный мир. Романтизм – своеобразный, начальный «
юношеский этап» какого-либо движения, направления в культуре.
       Символизм – направление в искусстве конца XIX начала ХХ в.,
проникнутое мистицизмом, таинственностью, стремлением открыть новые
высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщения, особой
ассоциативности. Творцы с-зма (Г. Иблен, Сологуб, Белый, Блок, Вяч. Иванов и
др.) видели в искусстве магическую силу обновления жизни, мировоззрения и
жизнедеятельности людей.
       Натурализм (от лат. natura - природа) – направление в литературе,
искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе, США и
стремившееся к объективно-точному и бесстрастному воспроизведению
наблюдаемой реальности. Объектом Н. был человеческий характер в его
обусловленности     физиологич.     природой    и    средой,    понимаемой
преимущественно как непосредственно бытовое и материальное окружение. (Э.
Золя, Э. И Н. Гонкуры, Г. Гауптман, и др.). Натурализм – поверхностное
копирование второстепенных подробностей, достоверно-фотографическое
изображение мрачных, теневых явлений, сцен жестокости и насилия, культ
агрессивной, варварской силы.
       Модернизм – (от фр. moderne – новейший современный) –
художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-х гг. ХХ в. как
своеобразное отражение духовного кризиса буржуазного общества,
противоречий буржуазного массового духовного и индивидуального сознания.
М. объединяет множество относительно самостоятельных идейно-
художественных направлений и течений, различных по социальному масштабу
и культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, футуризм,
конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт).
Становление М. как законченной художественно-эстетической системы и
соответствующего типа миросозерцания было подготовлено такими его
стадиями, как декадентство и авангардизм.
       Прагматизм (гр. pragma – дело, действие): 1) субъективно-
идеалистическое течение в современной буржуазной философии (приимущ.
американской), которое отрицает объективность истины. Истинным считает не
то, что соответствует объективной действительности, а то, что даёт
34