Культурология. Никишова Т.П - 33 стр.

UptoLike

практически полезные результаты; 2) в историинаправление,
характеризующееся изложением событий в их внешней связи и
последовательности, без вскрытия объективных законов исторического
развития.
Позитивизм – (фр. pjsitivisme; лат. positivis - положительный) –
идеалистическое направление современной философии, пытающееся
возвысится над материализмом и идеализмом; позитивизм исходит из того, что
источником истинного знания являются специальные науки, роль которых
ограничивается описанием и систематизацией фактов, а не их объяснением;
позитивизм отрицает познавательную ценность философского исследования.
Массовая культура (от лат. massa – ком, кусок и cultura – возделывание,
обработка, воспитание, развитие) – разновидность культуры общества
(синонимы: популярная или поп-культура, индустрия развлечений,
потребительская, коммерческая культура). М. К. сознательно ориентирует
распространяемые духовные и материальные ценности на «усредненный»
уровень развития массовых потребителей. Главным каналом распространения
М. К. служат средства многотиражной коммуникационной техники
(книгопечатание, репродуцирование, пресса, радио, кино, телевидение, видео- и
звукозаписи). Термин «М. К объективно носит маскировочный характер,
поскольку запросы аудитории не образуются стихийно, а в значительной
степени формируются содержанием и художественным качеством
тиражируемых произведений, что, в свою очередь, обуславливается интересами
социальных групп, владеющих (контролирующих) на правах частной и
государственной собственности средствами их производства и
распространения. Термин «М. К.», хотя содержит в себе указание на массовость
этого явления, не означает его народности, он основывается не на
содержательном, а на формальном, количественном признакеспособе
производства и потребления.
Информационное обществоконцепция, занимающая ведущее место в
современной буржуазной социологии и футурологии, пришедшая на смену
теории «индустриального» и «постиндустриального» общества. Она пронизана
идеями технологического оптимизма, основана на предпосылке, согласно
которой информатика, компьютеры, микроэлектроника определяют и
преобразуют всю социальную систему, выступают как средство создания новых
социальных, надклассовых и наднациональных структур, изменяющих
коренным образом механизм общественного развития.
Де (лат. de) – приставка, обозначающая: 1) отделение, удаление, отмену;
2) движение вниз, снижениедемассификация; напр: дестандартизация.
Инновацияпоявление и распространение объекта или черты, ранее не
имеющейся в рамках данной культуры. Инновация может быть результатом
внутрикультурного изобретения или межкультурного заимствования.
Декадентство – (от фр. dekadens, от позднелат. – dekadens - упадок) –
общее наименование кризисных явлений европ. культуры второй пол. XIX –
начала ХХ вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни,
тенденциями индивидуализма. Постоянными темами Д. являются мотивы
35
практически полезные результаты; 2) в истории – направление,
характеризующееся изложением событий в их внешней связи и
последовательности, без вскрытия объективных законов исторического
развития.
       Позитивизм – (фр. pjsitivisme; лат. positivis - положительный) –
идеалистическое направление современной философии, пытающееся
возвысится над материализмом и идеализмом; позитивизм исходит из того, что
источником истинного знания являются специальные науки, роль которых
ограничивается описанием и систематизацией фактов, а не их объяснением;
позитивизм отрицает познавательную ценность философского исследования.
       Массовая культура (от лат. massa – ком, кусок и cultura – возделывание,
обработка, воспитание, развитие) – разновидность культуры общества
(синонимы: популярная или поп-культура, индустрия развлечений,
потребительская, коммерческая культура). М. К. сознательно ориентирует
распространяемые духовные и материальные ценности на «усредненный»
уровень развития массовых потребителей. Главным каналом распространения
М. К. служат средства многотиражной коммуникационной техники
(книгопечатание, репродуцирование, пресса, радио, кино, телевидение, видео- и
звукозаписи). Термин «М. К.» объективно носит маскировочный характер,
поскольку запросы аудитории не образуются стихийно, а в значительной
степени формируются содержанием и художественным качеством
тиражируемых произведений, что, в свою очередь, обуславливается интересами
социальных групп, владеющих (контролирующих) на правах частной и
государственной собственности            средствами их производства и
распространения. Термин «М. К.», хотя содержит в себе указание на массовость
этого явления, не означает его народности, он основывается не на
содержательном, а на формальном, количественном признаке – способе
производства и потребления.
       Информационное общество – концепция, занимающая ведущее место в
современной буржуазной социологии и футурологии, пришедшая на смену
теории «индустриального» и «постиндустриального» общества. Она пронизана
идеями технологического оптимизма, основана на предпосылке, согласно
которой информатика, компьютеры, микроэлектроника определяют и
преобразуют всю социальную систему, выступают как средство создания новых
социальных, надклассовых и наднациональных структур, изменяющих
коренным образом механизм общественного развития.
       Де (лат. de) – приставка, обозначающая: 1) отделение, удаление, отмену;
2) движение вниз, снижение – демассификация; напр: дестандартизация.
       Инновация – появление и распространение объекта или черты, ранее не
имеющейся в рамках данной культуры. Инновация может быть результатом
внутрикультурного изобретения или межкультурного заимствования.
       Декадентство – (от фр. dekadens, от позднелат. – dekadens - упадок) –
общее наименование кризисных явлений европ. культуры второй пол. XIX –
начала ХХ вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни,
тенденциями индивидуализма. Постоянными темами Д. являются мотивы
                                                                            35