ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
239
Исследование проблем массовой
коммуникации. Начало исследований массовой
коммуникации связывают с именем немецкого
социолога М. Вебера. В 1910 г. он методологически
обосновал необходимость изучения прессы в
социологическом аспекте, убедительно показав
ориентацию периодической печати на различные
социальные структуры и ее влияние на формирование
человека как члена социума. Он также
сформулировал социальные требования, которые
предъявляются к журналисту, обосновал метод
анализа прессы.
Огромное значение для изучения массовой
коммуникации сыграла работа У. Липпмана
«Общественное мнение», вышедшая в свет в 1922 г.
Согласно Липпмаиу, мышление человека сводится к
реакциям в ответ на внешние стимулы. Сумма таких
реакций, полученных из опыта предшествующей
деятельности, формирует определенные стереотипы
— иллюзорные конструкты в сознании человека,
заменяющие реальность. Поскольку большинство
людей не имеют возможности самостоятельно
исследовать и оценивать те или иные факты, их
мышление основывается на стереотипах. В
современном мире именно СМК создают
большинство стереотипов, формируя
«псевдоокружающую среду», в которой живет
большинство людей. Следовательно, по Липпману,
исследуя комплексные процессы создания стереоти-
пов, можно изучить и феномен массовой
коммуникации.
Несмотря на множество интерпретаций
массовой коммуникации, все теории можно
объединить в три группы в соответствии с
240
доминирующей функцией: 1) функция политического
контроля, 2) функция опосредованного духовного
контроля, 3) культурологическая функция. Особое
место занимает теория «информационного общества»,
в рамках которой исследуется роль массовой
коммуникации.
В первой группе теорий, в которых массовая
коммуникация трактуется как функция политического
контроля и выражение концентрации политической
власти, выделяются две подгруппы. В первой
подгруппе доминирующим фактором является
материально-экономический, во второй —
идеологический. К первой подгруппе относится
теория массового общества и варианты теории,
основывающиеся на марксистском понимании СМК
прежде всего как средств производства, которые в
капиталистическом обществе являются частной
собственностью.
Теория массового общества исходит из
положения о взаимодействии авторитетных и
властных институтов общества, в результате чего
СМК оказываются интегрированными в эти инсти-
туты и, как следствие, поддерживают политико-
экономический курс властных структур. Эта теория
особо подчеркивает роль СМК в формировании
общественного мнения. При этом отмечается двоякая
роль СМК: с одной стороны, они могут
манипулировать общественным мнением, с другой —
помогают людям выжить в трудных условиях.
Политико-экономическая теория, в которой
наиболее последовательно используются постулаты
марксизма, на первое место выдвигает роль
экономических факторов, определяющих функции
СМК. Учитываются также политические факторы, по-
Исследование проблем массовой доминирующей функцией: 1) функция политического коммуникации. Начало исследований массовой контроля, 2) функция опосредованного духовного коммуникации связывают с именем немецкого контроля, 3) культурологическая функция. Особое социолога М. Вебера. В 1910 г. он методологически место занимает теория «информационного общества», обосновал необходимость изучения прессы в в рамках которой исследуется роль массовой социологическом аспекте, убедительно показав коммуникации. ориентацию периодической печати на различные В первой группе теорий, в которых массовая социальные структуры и ее влияние на формирование коммуникация трактуется как функция политического человека как члена социума. Он также контроля и выражение концентрации политической сформулировал социальные требования, которые власти, выделяются две подгруппы. В первой предъявляются к журналисту, обосновал метод подгруппе доминирующим фактором является анализа прессы. материально-экономический, во второй — Огромное значение для изучения массовой идеологический. К первой подгруппе относится коммуникации сыграла работа У. Липпмана теория массового общества и варианты теории, «Общественное мнение», вышедшая в свет в 1922 г. основывающиеся на марксистском понимании СМК Согласно Липпмаиу, мышление человека сводится к прежде всего как средств производства, которые в реакциям в ответ на внешние стимулы. Сумма таких капиталистическом обществе являются частной реакций, полученных из опыта предшествующей собственностью. деятельности, формирует определенные стереотипы Теория массового общества исходит из — иллюзорные конструкты в сознании человека, положения о взаимодействии авторитетных и заменяющие реальность. Поскольку большинство властных институтов общества, в результате чего людей не имеют возможности самостоятельно СМК оказываются интегрированными в эти инсти- исследовать и оценивать те или иные факты, их туты и, как следствие, поддерживают политико- мышление основывается на стереотипах. В экономический курс властных структур. Эта теория современном мире именно СМК создают особо подчеркивает роль СМК в формировании большинство стереотипов, формируя общественного мнения. При этом отмечается двоякая «псевдоокружающую среду», в которой живет роль СМК: с одной стороны, они могут большинство людей. Следовательно, по Липпману, манипулировать общественным мнением, с другой — исследуя комплексные процессы создания стереоти- помогают людям выжить в трудных условиях. пов, можно изучить и феномен массовой Политико-экономическая теория, в которой коммуникации. наиболее последовательно используются постулаты Несмотря на множество интерпретаций марксизма, на первое место выдвигает роль массовой коммуникации, все теории можно экономических факторов, определяющих функции объединить в три группы в соответствии с СМК. Учитываются также политические факторы, по- 239 240
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- …
- следующая ›
- последняя »