ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
241
скольку СМК находятся в руках частных владельцев.
Представителями этой теории являются английские
социологи Г. Мердок и П. Голдинг.
Экономико-социологическая традиция изучения
массовой коммуникации (Ж. Веделл, Д. Маккуэйл, Д.
Келлнер, Т. Вестергаард, К. Шродер) рассматривает
СМК как «четвертую власть» в том смысле, что они
не зависят от традиционных трех, не сливаются с
ними, но обладают собственной «властью» над умами
людей. При этом государство может выступать как
арбитром, задающим правила игры участникам ры-
ночных отношений — продюсерам, телевизионным и
радиоканалам, газетам и журналам, журналистам,
рекламодателям, так и самостоятельным субъектом,
участвующим от имени общества в процессе создания
общественных благ, производимых СМК через
общественные каналы массмедиа. Соответственно
процессы регулирования взаимодействия СМК,
общества и государства представители этого
направления связывают с регулированием отношений
и прав собственности на каналы массовой
коммуникации.
Представители политико-социологического
направления (Дж. Томпсон, Г. Шаттенберг, Р.
Голдман, Р. Данн и др.) рассматривают СМК прежде
всего как инструмент поддержания существующего в
обществе социального порядка и социальной
иерархии. При таком подходе вопросы регулирования
деятельности СМК в большей мере определяются
борьбой или балансом интересов всех участников
процесса массовой коммуникации, что отражается в
терминах социальной ответственности СМК и их
социальной эффективности.
242
Критическая теория представляет собой
неомарксистский подход к анализу социальных
процессов в обществе. Эта теория разрабатывалась
Франкфуртской школой раннего периода, у истоков
которой стояли немецкие социальные философы М.
Хорк-хаймер, Г. Маркузе и Т. Адорно. Свое
критическое отношение к идее К. Маркса о
революционных возможностях рабочего класса в
преобразовании общества ученые Школы обосновали
на примере СМИ, которые сыграли большую роль в
идеологизации экономического базиса в интересах
господствующего класса.
Ко второй подгруппе относятся теория
«гегемонии» и теория массовой коммуникации,
построенная на основе марксистской методологии.
Теория гегемонии СМК носит условное
название, в котором слово «гегемония»
интерпретируется как господствующая идеология.
Наиболее последовательные представители этой
теории — греческий социолог-политолог Н.
Пулантзас и французский философ Н. Альтюссер. В
основе теории гегемонии СМК лежит положение о
самодостаточности идеологических факторов как
социальных стимулов развития общества, зависящих
не столько от экономических или структурных
критериев, сколько от механизмов воздействия на со-
знание масс. Подчеркивается огромная роль СМИ
благодаря их регулярности и возможности
воздействия на людей в опосредованной, скрытой
форме.
На основе марксистско-ленинской методологии
была разрабатана теория массовой коммуникации как
вида социального общения. Одним из постулатов этой
теории является положение, согласно которому
скольку СМК находятся в руках частных владельцев. Критическая теория представляет собой Представителями этой теории являются английские неомарксистский подход к анализу социальных социологи Г. Мердок и П. Голдинг. процессов в обществе. Эта теория разрабатывалась Экономико-социологическая традиция изучения Франкфуртской школой раннего периода, у истоков массовой коммуникации (Ж. Веделл, Д. Маккуэйл, Д. которой стояли немецкие социальные философы М. Келлнер, Т. Вестергаард, К. Шродер) рассматривает Хорк-хаймер, Г. Маркузе и Т. Адорно. Свое СМК как «четвертую власть» в том смысле, что они критическое отношение к идее К. Маркса о не зависят от традиционных трех, не сливаются с революционных возможностях рабочего класса в ними, но обладают собственной «властью» над умами преобразовании общества ученые Школы обосновали людей. При этом государство может выступать как на примере СМИ, которые сыграли большую роль в арбитром, задающим правила игры участникам ры- идеологизации экономического базиса в интересах ночных отношений — продюсерам, телевизионным и господствующего класса. радиоканалам, газетам и журналам, журналистам, Ко второй подгруппе относятся теория рекламодателям, так и самостоятельным субъектом, «гегемонии» и теория массовой коммуникации, участвующим от имени общества в процессе создания построенная на основе марксистской методологии. общественных благ, производимых СМК через Теория гегемонии СМК носит условное общественные каналы массмедиа. Соответственно название, в котором слово «гегемония» процессы регулирования взаимодействия СМК, интерпретируется как господствующая идеология. общества и государства представители этого Наиболее последовательные представители этой направления связывают с регулированием отношений теории — греческий социолог-политолог Н. и прав собственности на каналы массовой Пулантзас и французский философ Н. Альтюссер. В коммуникации. основе теории гегемонии СМК лежит положение о Представители политико-социологического самодостаточности идеологических факторов как направления (Дж. Томпсон, Г. Шаттенберг, Р. социальных стимулов развития общества, зависящих Голдман, Р. Данн и др.) рассматривают СМК прежде не столько от экономических или структурных всего как инструмент поддержания существующего в критериев, сколько от механизмов воздействия на со- обществе социального порядка и социальной знание масс. Подчеркивается огромная роль СМИ иерархии. При таком подходе вопросы регулирования благодаря их регулярности и возможности деятельности СМК в большей мере определяются воздействия на людей в опосредованной, скрытой борьбой или балансом интересов всех участников форме. процесса массовой коммуникации, что отражается в На основе марксистско-ленинской методологии терминах социальной ответственности СМК и их была разрабатана теория массовой коммуникации как социальной эффективности. вида социального общения. Одним из постулатов этой теории является положение, согласно которому 241 242
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- …
- следующая ›
- последняя »