Основы теории коммуникации. Николаева Ж.В. - 122 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

243
массовая коммуникация реализуется лишь тогда,
когда люди обладают выраженной общностью
социальных чувств и общим социальным опытом.
Наиболее существенные исследования социального
аспекта массовой коммуникации были проведены под
руководством Б.А. Грушина: изучалось влияние СМК
на формирование массового сознания и
общественного мнения.
Во второй группе представляют интерес теории,
разработанные на основе методологии структурного
функционализма. Структурно-функциональные
теории восходят к социологической теории действия
американского социолога Т. Парсонса, создателя
системно-функциональной школы в социологии, и в
значительной степени опираются на положение
американского социолога Р. Мертона, согласно
которому все действия в обществе обусловлены его
потребностями, а идеологические факторы
несущественны. СМК рассматриваются как
самоорганизующаяся и самоконтролируемая
подсистема, функционирующая в пределах
установленных политических правил.
Для теорий третьей группы характерен
социокультурологический подход к пониманию
массовой коммуникации и роли СМК. Франкфуртская
(поздняя) школа во второй период своей деятельности
обратилась к проблемам культурологического
функционирования массовой коммуникации.
Критическая направленность этой школы,
первоначально проявившаяся при подходе к анализу
социальных процессов, была перенесена
впоследствии на культурологическую сферу и нашла
наиболее последовательное выражение в работах Т.
Адорно. Специализируясь в теории и социологии
244
музыки и других видов искусств, Адорно показал
разрушительное воздействие СМК на личность по-
средством распространения стереотипов массовой
культуры.
Бирмингемская школа, которая начала
функционировать с 1970 г., имеет противоположный
взгляд на роль массовой культуры в обществе. Одним
из авторитетных представителей этой школы является
С. Холл. В его трудах и работах его последователей
сделана попытка исследовать более тщательно роль
СМК в процессе взаимодействия массовой культуры
и различных социальных структур, представляющих
субкультуры молодежи, рабочих, этнических
меньшинств и др. При этом подчеркивается
позитивная, интегрирующая роль массовой культуры.
Культурологическая теория массовой
коммуникации как нового этапа социального общения
представлена исследованиями канадского социолога и
публициста Г.М. Маклюэна и французского соци-
олога А. Моля.
К культурологической концепции исследования
массовой коммуникации можно отнести идеи Л. ван
Зоонен, которая изучала феномен функционирования
СМК через призму развлекательных программ и их
влияние на различные целевые аудитории. Также к
культурологическим теориям можно отнести
феноменологическую школу, изучающую вопросы
укоренения медиа-реальности в массовом сознании.
Так, в 1974 г. была опубликована книга X. Молотча и
М. Лестера «Новости как целесообразное поведение»,
в которой авторы рассматривали, как «мир грез»,
созданный СМК, живет в сознании людей,
подчиняясь своим особым закономерностям, и влияет
на социальную реальность.
массовая коммуникация реализуется лишь тогда,         музыки и других видов искусств, Адорно показал
когда люди обладают выраженной общностью              разрушительное воздействие СМК на личность по-
социальных чувств и общим социальным опытом.          средством распространения стереотипов массовой
Наиболее существенные исследования социального        культуры.
аспекта массовой коммуникации были проведены под            Бирмингемская      школа,    которая    начала
руководством Б.А. Грушина: изучалось влияние СМК      функционировать с 1970 г., имеет противоположный
на    формирование      массового     сознания    и   взгляд на роль массовой культуры в обществе. Одним
общественного мнения.                                 из авторитетных представителей этой школы является
     Во второй группе представляют интерес теории,    С. Холл. В его трудах и работах его последователей
разработанные на основе методологии структурного      сделана попытка исследовать более тщательно роль
функционализма.        Структурно-функциональные      СМК в процессе взаимодействия массовой культуры
теории восходят к социологической теории действия     и различных социальных структур, представляющих
американского социолога Т. Парсонса, создателя        субкультуры      молодежи,    рабочих,    этнических
системно-функциональной школы в социологии, и в       меньшинств и др. При этом подчеркивается
значительной степени опираются на положение           позитивная, интегрирующая роль массовой культуры.
американского социолога Р. Мертона, согласно                Культурологическая        теория      массовой
которому все действия в обществе обусловлены его      коммуникации как нового этапа социального общения
потребностями,     а    идеологические     факторы    представлена исследованиями канадского социолога и
несущественны.     СМК      рассматриваются     как   публициста Г.М. Маклюэна и французского соци-
самоорганизующаяся       и      самоконтролируемая    олога А. Моля.
подсистема,    функционирующая        в    пределах         К культурологической концепции исследования
установленных политических правил.                    массовой коммуникации можно отнести идеи Л. ван
     Для теорий третьей группы характерен             Зоонен, которая изучала феномен функционирования
социокультурологический подход к пониманию            СМК через призму развлекательных программ и их
массовой коммуникации и роли СМК. Франкфуртская       влияние на различные целевые аудитории. Также к
(поздняя) школа во второй период своей деятельности   культурологическим      теориям     можно    отнести
обратилась к проблемам культурологического            феноменологическую школу, изучающую вопросы
функционирования       массовой      коммуникации.    укоренения медиа-реальности в массовом сознании.
Критическая     направленность      этой    школы,    Так, в 1974 г. была опубликована книга X. Молотча и
первоначально проявившаяся при подходе к анализу      М. Лестера «Новости как целесообразное поведение»,
социальных      процессов,     была      перенесена   в которой авторы рассматривали, как «мир грез»,
впоследствии на культурологическую сферу и нашла      созданный СМК, живет в сознании людей,
наиболее последовательное выражение в работах Т.      подчиняясь своим особым закономерностям, и влияет
Адорно. Специализируясь в теории и социологии         на социальную реальность.

                          243                                                   244