ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
31
8. В чем состоят основные функции теории
коммуникации?
9. Охарактеризуйте основные этапы в развитии
технических средств социальной коммуникации.
ГЛАВА 2. ИСТОКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ
Проблемы коммуникации в социальной философии.
Термин «коммуникация» был введен в научный
оборот в начале XX в., а ранее проблема
коммуникации рассматривалась исключительно как
проблема человеческого общения, значение и суть
которого далеко не одинаково осознавались на разных
этапах становления и развития человеческого
общества.
Проблема коммуникации в античной культуре.
В рамках традиционного мифологического
мировоззрения, характерного для дофилософского
этапа развития культуры, проблема отношения
человека к человеку, человеческого общения не
выделялась как самостоятельная. На начальном этапе
развития философии, во время господства
натурфилософии, человек рассматривался в
неразрывной связи с природой, специфика
собсттвенно человеческого бытия не обсуждалась. Но
в V в. до н.э. положение меняется: центральной для
философских рассуждений становится проблема
человека. Такой переход был связан с деятельностью
софистов и Сократа. Обращение к проблеме человека,
человеческого бытия выводило на первый план
вопросы межличностных отношений, которые стали
предметом риторики и этики.
32
Софистами называли себя первые греческие
учителя, которые учили искусству убеждать, красиво
говорить, правильно аргументировать свои мысли, а
главное — искусству опровергать суждения
противной стороны. Именно благодаря деятельности
софистов возникла риторика как искусство речи.
Наибольший вклад в ее развитие внес софист Горгий
(V-IV вв. до н.э.). Теоретическое открытие Горгия
состояло в обнаружении слова как носителя
убеждения, верования и внушения, невзирая на его
истинность или ложность. Сократ (469-399 гг. до н.э.)
положил начало моральной философии. В центре его
внимания стояла проблема человека и его сущности.
Человек у Сократа прежде всего существо моральное.
На вопрос, что делает его таким, мыслитель отвечает:
существуют моральные качества, общие для всех
людей, которые делают человека добродетельным и
способным жить в обществе. Чтобы ориентироваться
в мире, человек должен познать себя как
общественное и нравственное существо.
В «Государстве» у Платона (427-347 гг. до н.э.)
подчеркивается невозможность отдельного
изолированного человека: («каждый из нас бывает
сам для себя недостаточен и имеет нужду в других»).
Платон определяет такие способы передачи
информации, как речь и письменность. Отношения,
возникающие между индивидами в процессе
общения, изображаются им как «разумные отношения
взаимного пользования».
Аристотель (384-322 до н.э.) был создателем
первой схемы процесса общения. Он писал, что для
любого акта общения необходимы, по крайней мере,
три элемента: 1) лицо, которое говорит; 2) речь,
8. В чем состоят основные функции теории Софистами называли себя первые греческие коммуникации? учителя, которые учили искусству убеждать, красиво 9. Охарактеризуйте основные этапы в развитии говорить, правильно аргументировать свои мысли, а технических средств социальной коммуникации. главное — искусству опровергать суждения противной стороны. Именно благодаря деятельности софистов возникла риторика как искусство речи. ГЛАВА 2. ИСТОКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ Наибольший вклад в ее развитие внес софист Горгий РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ (V-IV вв. до н.э.). Теоретическое открытие Горгия состояло в обнаружении слова как носителя Проблемы коммуникации в социальной философии. убеждения, верования и внушения, невзирая на его Термин «коммуникация» был введен в научный истинность или ложность. Сократ (469-399 гг. до н.э.) оборот в начале XX в., а ранее проблема положил начало моральной философии. В центре его коммуникации рассматривалась исключительно как внимания стояла проблема человека и его сущности. проблема человеческого общения, значение и суть Человек у Сократа прежде всего существо моральное. которого далеко не одинаково осознавались на разных На вопрос, что делает его таким, мыслитель отвечает: этапах становления и развития человеческого существуют моральные качества, общие для всех общества. людей, которые делают человека добродетельным и Проблема коммуникации в античной культуре. способным жить в обществе. Чтобы ориентироваться В рамках традиционного мифологического в мире, человек должен познать себя как мировоззрения, характерного для дофилософского общественное и нравственное существо. этапа развития культуры, проблема отношения В «Государстве» у Платона (427-347 гг. до н.э.) человека к человеку, человеческого общения не подчеркивается невозможность отдельного выделялась как самостоятельная. На начальном этапе изолированного человека: («каждый из нас бывает развития философии, во время господства сам для себя недостаточен и имеет нужду в других»). натурфилософии, человек рассматривался в Платон определяет такие способы передачи неразрывной связи с природой, специфика информации, как речь и письменность. Отношения, собсттвенно человеческого бытия не обсуждалась. Но возникающие между индивидами в процессе в V в. до н.э. положение меняется: центральной для общения, изображаются им как «разумные отношения философских рассуждений становится проблема взаимного пользования». человека. Такой переход был связан с деятельностью Аристотель (384-322 до н.э.) был создателем софистов и Сократа. Обращение к проблеме человека, первой схемы процесса общения. Он писал, что для человеческого бытия выводило на первый план любого акта общения необходимы, по крайней мере, вопросы межличностных отношений, которые стали три элемента: 1) лицо, которое говорит; 2) речь, предметом риторики и этики. 31 32
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- …
- следующая ›
- последняя »