ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
3
ЧЕЛОВЕК И РЕВОЛЮЦИЯ В РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ
1920-х – 1930-х годов
В советском литературоведении бытовало устойчивое убеждение, что
драматургия 1920-х годов запаздывала в изображении современности по
сравнению с прозой и поэзией, оперативно откликнувшихся на «злобу дня».
Для такого утверждения были основания: драматургический текст опирается на
героя, способного отразить конфликт времени, столкновения не только идей, но
и отдельных характеров. Как мы помним , развитие русской литературы 1920-х
годов шло как раз по линии выявления общего в событиях . Проза и поэзия
стремились запечатлеть то, что было, с их точки зрения, новым и новаторским ,
останавливаясь на тематической новизне, пафосной декларации авторской
позиции, на фиксации той или иной идеи. Но внешняя декларативность и
пафосность, не опирающиеся на изображение отдельного человека,
отторгаются самой природой драматургии. Показателен такой пример из
истории советского театра. Чрезвычайная популярность повести А. Малышкина
«Падение Даира» подвигла театральных новаторов ее инсценировать. Как мы
помним , в «Падении Даира» отсутствуют человеческие характеры, личностные
столкновения. Для А. Малышкина революция была проявлением бытийных ,
если не космических сил, для сценического воплощения которых у
драматургии пока не было адекватных художественных средств. Неудача была
показательной: яркое прозаическое произведение утратило свою
выразительность, не подчинившись законам иного литературного рода.
Первые драматургические опыты на темы современности стали
появляться в середине 1920-х годов, когда в прозе сложился определенный
стереотип изображения человека в революции.
Драматургия требовала психологической мотивировки основной
сюжетной коллизии. И потому для сцены были переработаны «Виринея»
Л. Сейфуллиной, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, опиравшиеся на
изображение незаурядной личности. Внутренний драматизм судеб героев
романа «Белая гвардия» позволил М . Булгакову создать пьесу «Дни
Турбиных».
Вторым условием возникновения новой драматургии, помимо смены
представления о человеке , был пересмотр самой драматургической поэтики.
Театр 1920-х годов должен был вступить в спор не только с литературой своего
времени, но и с театром , даже таким новаторским для конца Х I Х века, как театр
Чехова или Горького. Нельзя сказать, что «Три сестры», «Вишневый сад» или
«На дне» не несли в себе эпохальных идей, глубоких, нередко неразрешимых
конфликтов, не свидетельствовали о трагических разломах в личных судьбах .
Однако сама театральная эстетика, исповедуемая театром рубежа веков, таким ,
как МХАТ, например, словно бы вступала во внешнее противоречие с
содержанием . Герои пьес А. Чехова и М . Горького сталкивались с
устоявшимися формами жизни. Они действовали в узнаваемых
обстоятельствах , даже если это была ночлежка.
3 Ч ЕЛО В ЕК И РЕВ О ЛЮ Ц ИЯ В РУ ССКО Й Д РА М А ТУ РГ ИИ 1920-х – 1930-х годов В с ове т с ком л ит е рат урове де нии быт овал о ус т ойчивое убе ж де ние , чт о драм ат ургия 1920-х годов запаздывал а в изображ е нии с овре м е ннос т и по с равне нию с прозой и поэзие й, опе рат ивно от кл икнувших с я на «зл обу дня». Д л ят акого ут ве рж де ниябыл и ос нования: драм ат ургиче с кий т е кс т опирае т с яна ге роя, с пос обного от разит ь конф л икт вре м е ни, с т ол кнове нияне т ол ь ко иде й, но и от дел ь ных х аракт е ров. Как м ы пом ним , развит ие рус с кой л ит е рат уры 1920-х годов шл о как раз по л инии выявл е ния о бщ его в с обыт иях . П роза и поэзия с т ре м ил ис ь запе чат л е т ь т о, чт о был о, с их т очки зре ния, новым и новат орс ким , ос т анавл иваяс ь на т е м ат иче с кой новизне , паф ос ной декл арации авт орс кой позиции, на ф икс ации т ой ил и иной иде и. Н о вне шняя де кл арат ивнос т ь и паф ос нос т ь , не опираю щ ие с я на изображ ение от де л ь ного че л ове ка, от т оргаю т с я с ам ой природой драм ат ургии. П оказат е л е н т акой прим е р из ис т ории с ове т с кого т е ат ра. Ч ре звычайнаяпопул ярнос т ь пове с т и А . М ал ышкина «П аде ние Д аира» подвигл а т е ат рал ь ных новат оров е е инс це нироват ь . Как м ы пом ним , в «П аде нии Д аира» от с ут с т вую т че л ове че с кие х аракт е ры, л ичнос т ные с т ол кновения. Д л я А . М ал ышкина ре вол ю ция был а проявл е ние м быт ийных , е с л и не кос м иче с ких с ил , дл я с це ниче с кого вопл ощ е ния кот орых у драм ат ургии покане был о аде кват ных х удож е с т ве нных с ре дс т в. Н е удачабыл а показат е л ь ной: яркое прозаиче с кое произве де ние ут рат ил о с вою выразит е л ь нос т ь , не подчинившис ь законам иного л ит е рат урного рода. П е рвые драм ат ургиче с кие опыт ы на т е м ы с овре м е ннос т и с т ал и появл ят ь с я в с е ре дине 1920-х годов, когда в прозе с л ож ил с я опре де л е нный с т е ре от ип изображ е нияче л ове кав ре вол ю ции. Д рам ат ургия т ре бовал а пс их ол огиче с кой м от ивировки ос новной с ю ж е т ной кол л изии. И пот ом у дл я с це ны был и пе ре работ аны «В иринея» Л.Се йф ул л иной, «Броне пое зд 14-69» В с . Иванова, опиравшие с я на изображ е ние не заурядной л ичнос т и. В нут ре нний драм ат изм с уде б ге рое в ром ана «Бе л ая гвардия» позвол ил М . Бул гакову с оздат ь пь е с у «Д ни Турбиных ». В т орым ус л овие м возникнове ния новой драм ат ургии, пом им о с м е ны пре дс т авл е ния о че л ове ке , был пе ре с м от р с ам ой драм ат ургиче с кой поэт ики. Те ат р 1920-х годов дол ж е н был вс т упит ь в с пор не т ол ь ко с л ит е рат урой с вое го вре м е ни, но и с т е ат ром , даж е т аким новат орс ким дл яконцаХ IХ ве ка, как т е ат р Ч е х оваил и Г орь кого. Н е л ь зя с казат ь , чт о «Три с е с т ры», «В ишне вый с ад» ил и «Н а дне » не не с л и в с е бе эпох ал ь ных иде й, гл убоких , не ре дко не разре шим ых конф л икт ов, не с виде т е л ь с т вовал и о т рагиче с ких разл ом ах в л ичных с удь бах . О днако с ам ат е ат рал ь ная эс т е т ика, ис пове дуе м ая т е ат ром рубе ж аве ков, т аким , как М Х А Т, наприм е р, с л овно бы вс т упал а во вне шне е прот иворе чие с с оде рж ание м . Г е рои пь е с А . Ч е х ова и М . Г орь кого с т ал кивал ис ь с ус т оявшим ис я ф орм ам и ж изни. О ни де йс т вовал и в узнавае м ых обс т оят е л ь с т вах , даж е е с л и эт о был аночл е ж ка.