ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
5
того, он уверен, что она должна разделить его судьбу. Однако судьба Штубе
для драматурга на периферии пьесы.
Б. Лавренев выдвигает на передний план старшую дочь капитана
Берсенева, Татьяну, которой и дано право судить выбор офицеров. Воспитанная
в духе русской либеральной традиции, она естественно оказывается на стороне
отца, всегда отстаивавшего интересы моряков. Выбор Штубе в ситуации 1917
года выглядит как поступок человека недемократического, который всегда был
высокомерен и недоброжелателен в отношениях с рядовыми матросами. Его
поведение, как акцентирует на этом внимание Б. Лавренев, имеет традиционно
сословную природу. Обратим внимание на то обстоятельство, что Б. Лавренев,
использовав реальный жизненный сюжет, перенес его из 1919 в 1917 год, уже
одним этим переакцентировав поступки героев и в чем -то упростив свою
задачу: в 1919 году Берсеневым и Штубе пришлось бы выбирать не между
революционными моряками и разрушенной государственностью, а между
советской властью и сопротивлением ей. Для 1927 года, времени, когда была
написана пьеса, это был бы уже достаточно острый поворот проблемы.
Итак , героиня пьесы Татьяна выбирает не между мужем и отцом , а между
диаметрально расходящимися идеями: за революцию или против нее? Татьяна
выбирает восставших матросов. Семейное отодвигается на второй план ,
Татьяна решительным образом меняет и свою судьбу, и судьбу Штубе, отдавая
его в руки восставших матросов.
Мастер интриги, Б. Лавренев усложняет основное действие пьесы
растущим интересом Татьяны в матросу Артему Годуну, которому она дает
уроки, судьбой младшей дочери Берсенева Ксении, но главным в пьесе остается
социально-исторический конфликт , не оставляющий героям возможности
остаться в рамках личной судьбы.
Разумеется, Б. Лавренев не одинок в своем поиске . Еще более яркий
пример вторжения исторических событий в судьбу героев предлагает К. Тренев
(1876-1945) в пьесе «Любовь Яровая» (1926). Михаил и Любовь любят друг
друга. Именно из любви к мужу героиня идет в революцию , считая, что
продолжает его дело. Однако, встретившись, они понимают, что именно разное
понимание революции и ее задач, их разделяет. И Любовь делает свой выбор:
она отдает горячо любимого человека в руки его врагов. К. Тренев не скрывает
трудности выбора, который делает Яровая, не умаляет цены, которую она
заплатила, чтобы остаться «верным товарищем» комиссара Кошкина, но
считает, что таким было жесткое требование революционной эпохи,
диктующей драматургу свои сюжеты.
Таким образом , становление драматургии советского времени,
показывающей человека в революции, было отмечено осознанием социальной
природы конфликта, который стал если не единственным , то безусловно
главным , приоритетным . В центре внимания драматургов – революция. Она
бескомпромиссна, делит людей только на друзей или врагов, требуя за это в
сущности одну плату – человеческую жизнь.
Процесс рождения нового, революционного сознания, как его понимала
литература 1920-х годов, был всеобщим , касался не только непролетарских
5 т ого, он уве ре н, чт о она дол ж на разде л ит ь е го с удь бу. О днако с удь ба Ш т убе дл ядрам ат урганапе риф е рии пь е с ы. Б. Лавре не в выдвигае т на пе ре дний пл ан с т аршую дочь капит ана Бе рс е не ва, Тат ь яну, кот орой и дано право с удит ь выбор оф ице ров. В ос пит анная в дух е рус с кой л ибе рал ь ной т радиции, онае с т е с т ве нно оказывае т с я нас т ороне от ца, вс е гдаот с т аивавше го инт е ре с ы м оряков. В ыбор Ш т убе в с ит уации 1917 годавыгл ядит как пос т упок че л ове кане де м ократ иче с кого, кот орый вс е гдабыл выс оком е ре н и не доброж е л ат е л ен в от ноше ниях с рядовым и м ат рос ам и. Его пове де ние , как акце нт ируе т наэт ом вним ание Б. Лавре не в, им е е т т радиционно с ос л овную природу. О брат им вним ание нат о обс т оят е л ь с т во, чт о Б. Лавре не в, ис пол ь зовав ре ал ь ный ж изне нный с ю ж е т , пе ре не с е го из 1919 в 1917 год, уж е одним эт им пе ре акце нт ировав пос т упки ге рое в и в че м -т о упрос т ив с вою задачу: в 1919 году Бе рс е не вым и Ш т убе пришл ос ь бы выбират ь не м е ж ду ре вол ю ционным и м орякам и и разруше нной гос ударс т ве ннос т ь ю , а м е ж ду с ове т с кой вл ас т ь ю и с опрот ивл е ние м е й. Д л я 1927 года, вре м е ни, когда был а напис анапь ес а, эт о был быуж е дос т ат очно ос т рый поворот пробл е м ы. Ит ак, ге роиняпь е с ыТат ь янавыбирае т не м е ж ду м уж е м и от цом , ам е ж ду диам е т рал ь но рас х одящ им ис я иде ям и: з а ре вол ю цию ил и пр о т ив не е ? Тат ь яна выбирае т вос с т авших м ат рос ов. Се м е йное от одвигае т с я на вт орой пл ан, Тат ь янаре шит е л ь ным образом м е няе т и с вою с удь бу, и с удь бу Ш т убе , от давая е го в руки вос с т авших м ат рос ов. М ас т е р инт риги, Б. Лавре не в ус л ож няе т ос новное де йс т вие пь е с ы рас т ущ им инт е ре с ом Тат ь яны в м ат рос у А рт е м у Г одуну, кот ором у она дае т уроки, с удь бой м л адшей доче ри Бе рс е не ваКс е нии, но гл авным в пь е с е ос т ае т с я с оциал ь но-ис т ориче с кий конф л икт , не ос т авл яю щ ий ге роям возм ож нос т и ос т ат ь с яв рам ках л ичной с удь бы. Разум е е т с я, Б. Лавре не в не одинок в с вое м поис ке. Ещ е бол е е яркий прим е р вт орж е нияис т ориче с ких с обыт ий в с удь бу ге рое в пре дл агае т К. Тре не в (1876-1945) в пь е с е «Лю бовь Яровая» (1926). М их аил и Лю бовь л ю бят друг друга. Им е нно из л ю бви к м уж у ге роиня иде т в ре вол ю цию , с чит ая, чт о продол ж ае т е го де л о. О днако, вс т ре т ившис ь , они поним аю т , чт о им енно разное поним ание ре вол ю ции и е е задач, их разде л яе т . И Лю бовь де л ае т с вой выбор: онаот дае т горячо л ю бим ого че л ове кав руки е го врагов. К. Тре не в не с крывае т т руднос т и выбора, кот орый де л ае т Яровая, не ум ал яе т це ны, кот орую она запл ат ил а, чт обы ос т ат ь с я «ве рным т оварищ е м » ком ис с ара Кошкина, но с чит ае т , чт о т аким был о ж е с т кое т ре бование ре вол ю ционной эпох и, дикт ую щ е й драм ат ургу с вои с ю ж е т ы. Таким образом , с т ановл е ние драм ат ургии с ове т с кого вре м е ни, показываю щ е й че л ове ка в ре вол ю ции, был о от м е че но ос ознание м с оциал ь ной природы конф л икт а, кот орый с т ал е с л и не е динс т ве нным , т о бе зус л овно гл авным , приорит е т ным . В це нт ре вним ания драм ат ургов – ре вол ю ция. О на бе с ком пром ис с на, де л ит л ю де й т ол ь ко на друзе й ил и врагов, т ре буя за эт о в с ущ нос т и одну пл ат у – че л ове че с кую ж изнь . П роце с с рож де ния нового, ре вол ю ционного с ознания, как е го поним ал а л ит е рат ура 1920-х годов, был вс е общ им , кас ал с я не т ол ь ко не прол е т арс ких
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »