ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
7
достижения понадобятся жертвы, то они будут принесены. Этот упрек в адрес
К. Тренева представляется излишним , т .к. его герои приносят себя в жертву
общему делу, видя в этом осуществление своей главной личностной задачи .
Роман Кошкин в пьесе является знаковой фигурой, но не более того. Кошкин
олицетворяет саму революцию . Отношение к нему характеризует
идеологические позиции героев.
По степени удаленности от Кошкина, персонажи складываются в
определенные группы, образуя сюжетные линии, объединенные лишь
революционным временем . Первую сюжетную линию образуют героико-
романтические персонажи, выделенные самим автором . Это линия Любови
Яровой – Михаила Ярового. Вторая группа героев, написанная с привлечением
элементов смеховой народной культуры, образует цепочку Швандя–Пикалов–
Дунька. Эти герои объединены лишь своей принадлежностью к толпе, которой
революция предложила, как они думают, готовое решение, никак личностно не
мотивированное . Второстепенные персонажи, переходящие от одной группы
героев к другой, образуют третью линию , внешне они составляют периферию
драматургического действия. Это интеллигенты, которым надлежит найти себя
в революционном разломе страны.
Первая сюжетная линия представляет героев, психология которых
разработана, а выбор пути драматичен, если не трагичен. Яровые , как они
написаны К. Треневым , характеры, несомненно, трагические. Михаил –
единственный идейный противник красных , убежденный враг большевиков.
Особенность его позиции в том , что этот белогвардеец не монархист.
Убежденный противник царизма, он пришел к мысли о борьбе с ним до
революции, неоднократно арестовывался.
Яровая, вспоминая мужа, как она думала, погибшего на полях мировой
войны, говорит о нем как о борце с насилием , который «горел в огне, в
подпольной работе». Это обстоятельство вызвало недоумение критиков,
которые , как и Любовь Яровая, обвинили Михаила в том , что он чрезмерно
быстро деградировал , перейдя от защиты революции к борьбе с ней. Однако
критики несомненно лукавили, не в пример Яровой, имевшей самые общие
представления об идеалах мужа. Современники событий 1917 года еще
помнили, что революция призвала под свои знамена представителей разных
политических партий и разных убеждений, не только большевиков. Яровой
скорее всего был социалистом -революционером (эсером ), и потому
арестовывался жандармским полковником Малининым , который выполнял
свои служебные обязанности охранителя трона. Сейчас они вместе почти
случайно, т . к. для Малинина это смена хозяев, а для Ярового – продолжение
борьбы, от которой он не отказался, даже узнав о поражении. Вот почему он не
уезжает с теми, кто бежит от большевиков вслед «за своими чемоданами». И
это лишний раз доказывает, что он не разочаровался в идеалах революционной
юности, просто они не совпали с большевистскими.
Трагична и фигура Любови Яровой, которая, отправившись в революцию
за любимым человеком , разминулась с ним в политических ориентациях . И
Яровой более прав , когда не видит в своей жене той, которая верила ему
7 дос т иж е ния понадобят с я ж е рт вы, т о они будут прине с е ны. Э т от упре к в адре с К. Тре не ва пре дс т авл яе т с я изл ишним , т .к. е го ге рои принос ят с е бя в ж е рт ву общ е м у де л у, видя в эт ом ос ущ е с т вл е ние с воей гл авной л ичнос т ной задачи. Ром ан Кошкин в пь е с е явл яе т с я знаковой ф игурой, но не бол е е т ого. Кошкин ол ице т воряе т с ам у ре вол ю цию . О т ноше ние к не м у х аракт е ризуе т иде ол огиче с кие позиции ге рое в. П о с т е пе ни удал е ннос т и от Кошкина, пе рс онаж и с кл адываю т с я в опре де л е нные группы, образуя с ю ж е т ные л инии, объе дине нные л ишь ре вол ю ционным вре м е не м . П е рвую с ю ж е т ную л инию образую т ге роико- ром ант иче с кие пе рс онаж и, выде л е нные с ам им авт ором . Э т о л иния Лю бови Яровой – М их аил аЯрового. В т орая группаге рое в, напис анная с привл е че ние м эл е м е нт ов с м е х овой народной кул ь т уры, образуе т це почку Ш вандя– П икал ов– Д унь ка. Э т и ге рои объе дине ны л ишь с вое й принадл е ж нос т ь ю к т ол пе , кот орой ре вол ю ция пре дл ож ил а, как они дум аю т , гот овое ре ше ние, никак л ичнос т но не м от ивированное . В т орос т е пе нные пе рс онаж и, пе ре х одящ ие от одной группы ге рое в к другой, образую т т ре т ь ю л инию , вне шне они с ос т авл яю т пе риф е рию драм ат ургиче с кого де йс т вия. Э т о инт ел л иге нт ы, кот орым надл е ж ит найт и с е бя в ре вол ю ционном разл ом е с т раны. П е рвая с ю ж е т ная л иния пре дс т авл яе т ге рое в, пс их ол огия кот орых разработ ана, а выбор пут и драм ат иче н, е с л и не т рагиче н. Яровые , как они напис аны К. Тре не вым , х аракт е ры, не с ом не нно, т рагиче с кие . М их аил – е динс т ве нный идейны й прот ивник крас ных , убе ж де нный враг бол ь ше виков. О с обе ннос т ь е го позиции в т ом , чт о эт от бе л огварде е ц не м онарх ис т . У бе ж де нный прот ивник царизм а, он прише л к м ыс л и о борь бе с ним до ре вол ю ции, не однократ но аре с т овывал с я. Яровая, вс пом иная м уж а, как она дум ал а, погибше го на пол ях м ировой войны, говорит о не м как о борце с нас ил ие м , кот орый «горе л в огне , в подпол ь ной работ е». Э т о обс т оят е л ь с т во вызвал о недоум е ние крит иков, кот орые , как и Лю бовь Яровая, обвинил и М их аил а в т ом , чт о он чре зм е рно быс т ро де градировал , пере йдя от защ ит ы ре вол ю ции к борь бе с не й. О днако крит ики не с ом не нно л укавил и, не в прим е р Яровой, им е вше й с ам ые общ ие пре дс т авл е ния об иде ал ах м уж а. Совре м е нники с обыт ий 1917 года е щ е пом нил и, чт о ре вол ю ция призвал а под с вои знам е на пре дс т авит е л е й разных пол ит иче с ких парт ий и разных убе ж де ний, не т ол ь ко бол ь ше виков. Яровой с коре е вс е го был с оциал ис т ом -револ ю ционе ром (эс е ром ), и пот ом у аре с т овывал с я ж андарм с ким пол ковником М ал ининым , кот орый выпол нял с вои с л уж е бные обязаннос т и ох ранит е л я т рона. Се йчас они вм е с т е почт и с л учайно, т . к. дл я М ал ининаэт о с м е нах озяе в, а дл я Ярового – продол ж е ние борь бы, от кот орой он не от казал с я, даж е узнав о пораж е нии. В от поче м у он не уе зж ае т с т е м и, кт о бе ж ит от бол ь ше виков вс л е д «за с воим и че м оданам и». И эт о л ишний раз доказывае т , чт о он не разочаровал с я в иде ал ах ре вол ю ционной ю нос т и, прос т о они не с овпал и с бол ь ше вис т с ким и. Трагичнаи ф игураЛю бови Яровой, кот орая, от правившис ь в ре вол ю цию за л ю бим ым че л ове ком , разм инул ас ь с ним в пол ит иче с ких орие нт ациях . И Яровой бол е е прав, когда не видит в с вое й ж е не т ой, кот орая ве рил а е м у
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »