История русской литературы XX века. Никонова Т.А. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

6
слоев. В этом литература, даже та, которая наиболее точно отвечала
требованиям новой власти, в силу своей природы выходила за пределы
классовой эстетики. Для примера снова обратимся к пьесе К. Тренева «Любовь
Яровая», многократно ставившейся на советской сцене и не вызывавшей
никаких идейных нареканий и в самые строгие годы. Пьеса несет на себе печать
перехода от революционной романтики к советской прагматике и потому
особенно показательна во всех отношениях . Во-первых , она очень «прозаична»:
в ней по меньшей мере три сюжетных линии, одинаково важные для раскрытия
главной мысли, тогда как драматургический текст должен сохранять «единство
действия». Во-вторых , идеологическое содержание пьесы отчетливо подавляет
психологическую сложность трактовки персонажей, в чем , несомненно,
сказалось господство классового подхода к изображению человека. В -третьих,
пьеса не скрывает избирательности в следовании традициям русской
литературы и литературы Серебряного века.
Итак , пьеса «Любовь Яровая» позволяет нам говорить о различных типах
столкновения персонажей в рамках одного идеологического конфликта. Сам К .
Тренев, вспоминая работу над «Любовью Яровой», сказал , что пытался
«изобразить в своей пьесе то, что происходило в Крыму и за Крымом в 20-м
году». Уже в замысле автора не было стремления к изображению одного
эпизода или сюжетной линии, как это требовали законы жанра. Отказался
драматург и от закрепления «места действия» («в Крыму и за Крымом»),
однако точно указал год 1920-й, год окончания гражданской войны. Она, с
точки зрения К. Тренева, была закончена тогда, когда были расставлены
акценты для каждого из ее участников. Драматурга увлекла задача изображения
внутренного мира людей революционной эпохи, силою обстоятельств в
большинстве своем вынужденных решать не только свою судьбу. Один из
исследователей творчества К. Тренева совершенно справедливо заметил , что
«оттого, будут или нет освобождены жегловцы, исход битвы с
контрреволюцией ни в какой мере не зависит». Битва за Жегловский мост лишь
внешне мотивирует схождение разных героев в пространстве пьесы.
Формально это свидетельствует о слабости драматургической формы. Так , с
точки зрения Е. Суркова, подробный рассказ о взрыве Жегловского моста,
разработанный как центральный эпизод пьесы, подчеркнул бы роль комиссара
как организатора событий, «поскольку операция по взрыву моста составляет
неразрывную часть общего плана командования по разгрому оккупировавших
город частей добрармии (Добровольческой армии Деникина. Т.Н .); борьба же
за освобождение жегловцев, как бы ни была она благородна и человечна, все же
имеет к разрешению основной, исторически значимой коллизии пьесы к
подготовке и организации разгрома контрреволюции только вспомогательное ,
частное отношение».
Замечание не самого ортодоксального литературоведа, каким является Е.
Осетров, те не менее показательно: освобождение жегловцев, укоряет он
драматурга, задача благородная, однако явно уступает показу «разгрома
конрреволюции». По сути дела Е. Осетров повторяет один из важных
принципов советской литературы: цель важнее пути к ней, и если для ее
                                               6
с л ое в. В эт ом л ит е рат ура, даж е т а, кот орая наибол е е т очно от ве чал а
т ре бованиям новой вл ас т и, в с ил у с вое й природы вых одил а за пре де л ы
кл ас с овой эс т е т ики. Д л я прим е рас новаобрат им с я к пь е с е К. Тре не ва«Лю бовь
Яровая», м ногократ но с т авивше йс я на с ове т с кой с це не и не вызывавшей
никаких иде йных наре каний и в с ам ые с т рогие годы. П ь е с ане с е т нас е бе пе чат ь
пе ре х ода от ре вол ю ционной ром ант ики к с ове т с кой прагм ат ике и пот ом у
ос обе нно показат е л ь наво вс е х от ноше ниях . В о-пе рвых , онаоче нь «прозаична»:
в не й по м е нь ше й м е ре т ри с ю ж е т ных л инии, одинаково важ ные дл ярас крыт ия
гл авной м ыс л и, т огдакак драм ат ургиче с кий т е кс т дол ж е н с ох ранят ь «единс т во
де йс т вия». В о-вт орых , иде ол огиче с кое с оде рж ание пь е с ы от че т л иво подавл яе т
пс их ол огиче с кую с л ож нос т ь т ракт овки пе рс онаж е й, в че м , не с ом ненно,
с казал ос ь гос подс т во кл ас с ового подх одак изображ е нию че л ове ка. В -т ре т ь их ,
пь е с а не с крывае т избират е л ь нос т и в с л е довании т радициям рус с кой
л ит е рат урыи л ит е рат урыСе ре бряного ве ка.
         Ит ак, пь е с а«Лю бовь Яровая» позвол яе т нам говорит ь о разл ичных т ипах
с т ол кновения пе рс онаж е й в рам ках одного идеол огиче с кого конф л икт а. Сам К.
Тре не в, вс пом иная работ у над «Лю бовь ю Яровой», с казал , чт о пыт ал с я
«изобразит ь в с вое й пь е с е т о, чт о проис х одил о в Крым у и за Крым ом в 20-м
году». У ж е в зам ыс л е авт ора не был о с т рем л е ния к изображ е нию одного
эпизода ил и с ю ж е т ной л инии, как эт о т ре бовал и законы ж анра. О т казал с я
драм ат ург и от закре пл е ния «м е с т а де йс т вия» («в Крым у и за Крым ом »),
однако т очно указал год – 1920-й, год окончания граж данс кой войны. О на, с
т очки зре ния К. Тре не ва, был а законче на т огда, когда был и рас с т авл е ны
акце нт ыдл якаж дого из е е учас т ников. Д рам ат ургаувл е кл азадачаизображ е ния
внут ре нного м ира л ю де й ре вол ю ционной эпох и, с ил ою обс т оят е л ь с т в в
бол ь шинс т ве с вое м вынуж де нных ре шат ь не т ол ь ко с вою с удь бу. О дин из
ис с л е доват е л е й т ворче с т ва К. Тре не ва с ове рше нно с праве дл иво зам е т ил , чт о
«от т ого, будут ил и не т ос вобож де ны ж е гл овцы, ис х од бит вы с
конт рре вол ю цие й ни в какой м е ре не завис ит ». Бит вазаЖ е гл овс кий м ос т л ишь
вне шне м от ивируе т с х ож де ние разных герое в в прос т ранс т ве пь е с ы.
Ф орм ал ь но эт о с виде т е л ь с т вуе т о с л абос т и драм ат ургиче с кой ф орм ы. Так, с
т очки зре ния Е. Суркова, подробный рас с каз о взрыве Ж е гл овс кого м ос т а,
разработ анный как це нт рал ь ный эпизод пь е с ы, подче ркнул бы рол ь ком ис с ара
как организат ора с обыт ий, «пос кол ь ку опе рация по взрыву м ос т а с ос т авл яе т
не разрывную час т ь общ е го пл ана ком андования по разгром у оккупировавших
город час т е й добрарм ии (Д обровол ь че с кой арм ии Д е никина. – Т.Н .); борь баж е
заос вобож де ние ж е гл овце в, как быни был аонабл агороднаи че л ове чна, вс е ж е
им е е т к разре ше нию ос новной, ис т ориче с ки значим ой кол л изии пь е с ы – к
подгот овке и организации разгром аконт рре вол ю ции – т ол ь ко вс пом огат е л ь ное ,
час т ное от ношение ».
         З ам е чание не с ам ого орт одокс ал ь ного л ит е рат урове да, каким явл яе т с я Е.
О с е т ров, т е не м е не е показат е л ь но: ос вобож дение ж е гл овце в, укоряе т он
драм ат урга, задача бл агородная, однако явно ус т упае т показу «разгром а
конрре вол ю ции». П о с ут и де л а Е. О с е т ров повт оряе т один из важ ных
принципов с ове т с кой л ит е рат уры: це л ь важ не е пут и к не й, и е с л и дл я е е