ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
8
безусловно. Распад семьи Яровых , как и в «Разломе», происходит не по
семейно-бытовым причинам . Любовь и Михаил любят друг друга, но для
каждого из них дело важнее семьи. И в этом они равны как идейные
противники.
Трагедия Ярового для Тренева заключена в том , что он ошибся в
историческом выборе, отдав себя служению ложному делу. И такая трактовка
героя не принадлежит только К. Треневу. В известном смысле это «общее
место» литературы 1920-х годов, изображавшей героя, сделавшего неверный
политический выбор, а потому и оказавшегося неспособным на нравственный
поступок («Дума про Опанаса» Э . Багрицкого, «Города и годы» К . Федина и
пр.).
Иначе трактована Яровая. Не случайно ее имя вынесено в название пьесе.
Героиня должна выбирать между жизнью любимого человека и верностью делу
революции. К. Тренев уравнивает выбор идеологический и семейный , фиксируя
тем самым типологическую для советской литературы ситуацию –
приоритетность идеологии в личностном становлении. Любовь выдает
Михаила тогда, когда белое движение разгромлено, когда соратники Ярового
сбежали за границу . Яровой сломлен, одинок, хотя и опасен. В этой ситуации
К. Тренев заставляет свою героиню решать не стратегическую задачу борьбы с
белым движением , а личностную : ценой отказа от собственного счастья
Любовь покупает право стать личностью нового времени. Общественный
статус личного, семейного таким образом дискредитирован .
Противостояние Ярового и Яровой предлагает нам рассмотреть главный
конфликт революционного времени на личностном уровне, лишенным самой
возможности каких-либо компромиссов. Иначе выбирают герои толпы:
Швандя, Пикалов, Дунька. Им революционное время предложило классово
мотивированные решения. Эти герои иллюстрируют типичные модели
поведения массового человека. У них отсутствуют сомнения нравственного
порядка, колебания возникают лишь тогда, когда известные им варианты
разрешения тупиковой ситуации представляются одинаково
привлекательными.
Швандя словно бы шагнул в 1920 год из 1917, из времени надежд на
скорую победу мировой революции. Истин, которыми он владеет, немного, но
для него они универсальны и никогда не вступают в противоречие с
действительностью. Вера в победу пролетариата вселяет несокрушимую
уверенность в личном если не бессмертии, то уж точно в неуязвимости.
Поэтому когда его ведут на расстрел, он успевает по дороге выяснить
классовую принадлежность своих конвоиров, объединяется с тем , у которого не
было имущества, превратив другого в их общего пленника. Швандя всегда
уверен в себе, его невозможно смутить, даже поймав на очевидном вранье. Так ,
он с увлечением рассказывает машинистке из «бывших» Павле Пановой, как он
слушал Маркса на одном из митингов. Замечание его ироничной собеседницы о
том , что Маркс давно умер, не обескураживает вдохновенно врущего: «А кто ж ,
по-вашему, мировым пролетариатом командует?»
8 бе зус л овно. Рас пад с е м ь и Яровых , как и в «Разл ом е », проис х одит не по с е м е йно-быт овым причинам . Лю бовь и М их аил л ю бят друг друга, но дл я каж дого из них дело важ не е с е м ь и. И в эт ом они равны как иде йные прот ивники. Траге дия Ярового дл я Тре не ва закл ю че на в т ом , чт о он ошибс я в ис т ориче с ком выборе , от дав с е бя с л уж е нию л ож ном у де л у. И т акая т ракт овка ге роя не принадл е ж ит т ол ь ко К. Тре не ву. В изве с т ном с м ыс л е эт о «общ е е м е с т о» л ит ерат уры 1920-х годов, изображ авше й ге роя, с де л авше го не ве рный по лит ическ ий выбор, а пот ом у и оказавше гос я не с пос обным на нравс т ве нный пос т упок («Д ум а про О панас а» Э . Багрицкого, «Г орода и годы» К. Ф е дина и пр.). Иначе т ракт ованаЯровая. Н е с л учайно е е им явыне с е но в название пь е с е. Г е роинядол ж навыбират ь м е ж ду ж изнь ю л ю бим ого че л ове каи ве рнос т ь ю де л у ре вол ю ции. К. Тре не в уравнивае т выбор иде ол огиче с кий и с е м е йный, ф икс ируя т е м с ам ым т ипол огиче с кую дл я с ове т с кой л ит е рат уры с ит уацию – приорит е т нос т ь иде ол огии в л ичнос т ном с т ановл е нии. Лю бовь выдае т М их аил а т огда, когда бе л ое движ е ние разгром л е но, когда с орат ники Ярового с бе ж ал и заграницу. Яровой с л ом л е н, одинок, х от я и опас е н. В эт ой с ит уации К. Тре не в зас т авл яе т с вою ге роиню ре шат ь не с т рат е гиче с кую задачу борь бы с бе л ым движ е ние м , а л ичнос т ную : це ной от каза от с обс т ве нного с час т ь я Лю бовь покупае т право с т ат ь л ичнос т ь ю нового вре м е ни. О бщ е с т ве нный с т ат ус л ичного, с е м е йного т аким образом дис кре дит ирован. П рот ивос т ояние Ярового и Яровой пре дл агае т нам рас с м от ре т ь гл авный конф л икт ре вол ю ционного вре м е ни на л ичнос т ном уровне , л ише нным с ам ой возм ож нос т и каких -л ибо ком пром ис с ов. Иначе выбираю т ге рои т ол пы: Ш вандя, Пикал ов, Д унь ка. Им ре вол ю ционное вре м я пре дл ож ил о кл ас с ово м от ивированные ре ше ния. Э т и ге рои ил л ю с т рирую т т ипичные м оде л и пове де ния м ас с ового че л ове ка. У них от с ут с т вую т с ом не ния нравс т ве нного порядка, кол е бания возникаю т л ишь т огда, когда изве с т ные им вариант ы разре ше ния т упиковой с ит уации пре дс т авл яю т с я одинаково привл е кат е л ь ным и. Ш вандя с л овно бы шагнул в 1920 год из 1917, из вре м е ни наде ж д на с корую побе ду м ировой ре вол ю ции. Ис т ин, кот орым и он вл аде е т , не м ного, но дл я не го они униве рс ал ь ны и никогда не вс т упаю т в прот иворе чие с де йс т вит е л ь нос т ь ю . В е ра в побе ду прол е т ариат а вс е л яе т не с окрушим ую уве ре ннос т ь в л ичном е с л и не бе с с м е рт ии, т о уж т очно в не уязвим ос т и. П оэт ом у когда е го ве дут на рас с т ре л , он ус пе вае т по дороге выяс нит ь кл ас с овую принадл е ж нос т ь с воих конвоиров, объе диняе т с яс т е м , у кот орого не был о им ущ е с т ва, пре врат ив другого в их общ е го пл е нника. Ш вандя вс е гда уве ре н в с е бе , е го не возм ож но с м ут ит ь , даж е пойм ав наоче видном врань е . Так, он с увл е че ние м рас с казывае т м ашинис т ке из «бывших »П авл е П ановой, как он с л ушал М аркс анаодном из м ит ингов. З ам е чание е го ироничной с обе с е дницыо т ом , чт о М аркс давно ум е р, не обе с кураж ивае т вдох нове нно врущ е го: «А кт о ж , по-ваше м у, м ировым прол е т ариат ом ком андуе т ?»
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »