История русской литературы XX века. Никонова Т.А. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
Драматургия 1920-х годов должна была распахнуть сцену, должна была
научиться убеждать зрителя на материале пафосном и небытовом , видеть новые
связи и закономерности и в хорошо освоенных семейных конфликтах .
Для примера обратимся к пьесе Б. Лавренева (1891-1959) «Разлом». Она
была написана в 1927 году, после остросюжетных повестей «Ветер» и «Сорок
первый», явно тяготевших к «орнаментальной» прозе . В основу пьесы была
положена реальная история неудавшейся попытки взорвать легендарный
крейсер «Аврора» в 1919 году. Причина, по которой был раскрыт офицерский
контрреволюционный заговор, была вполне бытовой, а потому случайной
(ревнивые подозрения жены одного из заговорщиков). Вся коллизия
переосмыслена драматургом , начиная с времени перенесения действия в 1917
год. Б. Лавренева интересовал процесс смены мировоззренческих позиций
героев в революционно меняющемся мире, а не сопротивление новой власти
офицеров, сохранивших верность прежней России.
По фабуле пьеса «Разлом» может быть отнесена к числу традиционных
семейных драм . Действие в ней происходит в основном в доме капитана
Берсенева, действующие лица его дочери, зять. Сложные взаимоотношения
старшей дочери Татьяны со своим мужем , подчиненным капитана Берсенева,
кажется, «работают» на укрепление этого внешнего конфликта. Однако
внутренние побудительные причины «разлома» семьи Берсеневых не семейные ,
не камерные . Исследователь творчества писателя И. Вишневская
констатировала, что Лавренев «смело и решительно попытался, не отказываясь
от опыта, нажитого драматургами прошлых веков, добиться органического
сплава личного и народного, влить небольшой ручеек интимных страстей,
доселе бывших единственными движущимися силами его драмы, в неоглядное
море страстей общественных , в шумящий океан революции».
Как это обычно бывало, исследовательница пафосными определениями
пытается обозначить основное качество пьесы, которое , по ее мнению ,
вписывает Б. Лавренева в основное русло развития советской литературы. В
этом она права, т .к. Б. Лавренев в пьесе «Разлом» точно так же, как ранее в
«Ветре» и «Сорок первом», показывает, как его герои отступают от
традиционно понимаемой семейственности, как расходятся их представления о
долге и чести. Наиболее показательно смена оценок героев
продемонстрирована судьбами самого капитана Берсенева и его зятя Штубе.
Оба кадровые офицеры, принесшие присягу на верность. Оба оказываются в
ситуации выбора, который для них более важен, чем выбор между жизнью и
смертью: прежняя государственность или воля восставшего народа? Капитан
Берсенев поступает в соответствии с традицией русской интеллигенции
предреволюционных лет, видевшей в народе высшую нравственную и
историческую силу. Штубе сохраняет верность присяге, видя в восставших
моряках не только противников царской России, но и своих собственных
врагов. Штубе не делает ничего, что должно было бы вызвать неприязнь его
жены: он верен ей, не предает семейных интересов, если понимать их
житейски. Он лишь считает, что его выбор с матросами или против них это
только его выбор, к которому Татьяна не имеет никакого отношения. Более
                                              4
         Д рам ат ургия 1920-х годов дол ж на был а рас пах нут ь с це ну, дол ж на был а
научит ь с яубе ж дат ь зрит е л янам ат е риал е паф ос ном и не быт овом , виде т ь новые
с вязи и законом е рнос т и и в х орошо ос вое нных с е м е йных конф л икт ах .
         Д л я прим е раобрат им с я к пь е с е Б. Лавре не ва(1891-1959) «Разл ом ». О на
был анапис анав 1927 году, пос л е ос т рос ю ж е т ных пове с т е й «В е т е р» и «Сорок
пе рвый», явно т ягот е вших к «орнам е нт ал ь ной» прозе . В ос нову пь е с ы был а
пол ож е на ре ал ь ная ис т ория не удавше йс я попыт ки взорват ь л е ге ндарный
кре йс е р «А врора» в 1919 году. П ричина, по кот орой был рас крыт оф ице рс кий
конт рре вол ю ционный заговор, был а впол не быт овой, а пот ом у с л учайной
(ре внивые подозре ния ж е ны одного                  из заговорщ иков). В с я кол л изия
пе ре ос м ыс л е на драм ат ургом , начиная с вре м е ни пе ре не с е ния де йс т вия в 1917
год. Б. Лавре не ва инт е ре с овал проце с с с м е ны м ировоззре нче с ких позиций
ге рое в в ре вол ю ционно м е няю щ е м с я м ире , а не с опрот ивл е ние новой вл ас т и
оф ице ров, с ох ранивших ве рнос т ь пре ж не й Рос с ии.
         П о ф абул е пь е с а «Разл ом » м ож е т быт ь от не с е на к чис л у т радиционных
с е м е йных драм . Д е йс т вие в не й проис х одит в ос новном в дом е капит ана
Бе рс е не ва, де йс т вую щ ие л ица – е го доче ри, зят ь . Сл ож ные взаим оот ношения
с т арше й доче ри Тат ь яны с о с воим м уж е м , подчине нным капит ана Берс е не ва,
каж е т с я, «работ аю т » на укре пл е ние эт ого вне шне го конф л икт а. О днако
внут ре нние побудит е л ь ные причины«разл ом а»с е м ь и Бе рс е не вых не с е м е йные ,
не кам е рные . Ис с л е доват е л ь т ворче с т ва пис ат е л я И. В ишне вс кая
конс т ат ировал а, чт о Лавре не в «см е л о и ре шит е л ь но попыт ал с я, не от казываяс ь
от опыт а, наж ит ого драм ат ургам и прошл ых ве ков, добит ь с я органиче с кого
с пл ава л ичного и народного, вл ит ь не бол ь шой руче е к инт им ных с т рас т е й,
дос ел е бывших е динс т ве нным и движ ущ им ис я с ил ам и е го драм ы, в не огл ядное
м оре с т рас т е й общ е с т ве нных , в шум ящ ий оке ан ре вол ю ции».
         Как эт о обычно бывал о, ис с л е доват е л ь ница паф ос ным и опре де л е ниям и
пыт ае т с я обозначит ь ос новное каче с т во пь е с ы, кот орое , по е е м не нию ,
впис ывае т Б. Лавре не ва в ос новное рус л о развит ия с ове т с кой л ит е рат уры. В
эт ом она права, т .к. Б. Лавре не в в пь е с е «Разл ом » т очно т ак ж е , как ране е в
«В е т ре » и «Сорок пе рвом », показывае т , как е го ге рои от с т упаю т от
т радиционно поним ае м ой с е м е йс т ве ннос т и, как рас х одят с я их пре дс т авл е ния о
дол ге        и     че с т и.   Н аибол е е    показат е л ь но с м е на оце нок ге рое в
проде м онс т рирована с удь бам и с ам ого капит ана Бе рс е не ва и е го зят я Ш т убе .
О ба– кадровые оф ице ры, прине с шие прис ягу наве рнос т ь . О баоказываю т с я в
с ит уации выбора, кот орый дл я них бол е е важ е н, че м выбор м е ж ду ж изнь ю и
с м е рт ь ю : пре ж няя гос ударс т ве ннос т ь ил и вол я вос с т авше го народа? Капит ан
Бе рс е не в пос т упае т в с оот ве т с т вии с т радицие й рус с кой инт е л л иге нции
пре дре вол ю ционных л е т , виде вше й в народе выс шую нравс т ве нную и
ис т ориче с кую с ил у. Ш т убе с ох раняе т ве рнос т ь прис яге , видя в вос с т авших
м оряках не т ол ь ко прот ивников царс кой Рос с ии, но и с воих с обс т ве нных
врагов. Ш т убе не де л ае т ниче го, чт о дол ж но был о бы вызват ь не приязнь е го
ж е ны: он ве ре н ей, не пре дае т с е м е йных инт е ре с ов, е с л и поним ат ь их
ж ит е йс ки. О н л ишь с чит ае т , чт о е го выбор – с м ат рос ам и ил и прот ив них – эт о
т ол ь ко е го выбор, к кот ором у Тат ь яна не им е е т никакого от ноше ния. Бол е е