Послевоенный Советский Союз (1946 - 1991гг.). Никулин В.В - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

В результате заговора 1964 г. в высшем руководстве партии и государства произошли серьезные
изменения. В высшем эшелоне власти окончательно закрепились представители "третьего поколения"
советских руководителей, которые начали свою карьеру в конце 30годов. Эти люди прошли главные
этапы своего становления уже внутри сталинской системы. Это были "неосталинисты" в чистом виде,
отсюда консерватизм в мышлении и нерешительность в реформировании. Здесь были и сторонники
чрезвычайных мер, были и умеренные, настоявшие на проведении минимума реформ. В целом, это бы-
ла группа, выражавшая интересы партийной и государственной бюрократии. Некоторые из первых ша-
гов новых властей были вполне разумными. Была реабилитирована генетика, ликвидировано нелепое
удвоение партаппарата, назревала экономическая реформа. Однако в целом обстановку в обществе оп-
ределяли консервативные тенденции.
В общественно-политической сфере начался все убыстряющийся процесс свертывания даже тех
скромных демократических начинаний, которые осуществлялись в 50-е годы. Этот процесс включал в
себя несколько основных направлений. Во-первых, реабилитация Сталина и сталинизма. Особенно
заметным это стало с конца 60-х годов, когда упрочились позиции Брежнева. Просталинские настрое-
ния были сильны в обществе, они стали активно проявляться в 1969 г., на который приходился очеред-
ной юбилей вождя. Началась реставрация многих элементов сталинизма в жизни общества. В партий-
ных документах исчезают ссылки на ХХ съезд, вновь началось восхваление роли Сталина в годы войны,
замалчивались его ошибки и преступления. Из учебников исчезают упоминания о репрессиях. Практи-
чески прекратилась реабилитация жертв репрессий. Имя Сталина все чаще стало всплывать в мемуар-
ной литературе, в книгах, статьях, кинофильмах. Этот поворот в политике был замечен в кругах совет-
ской общественности. Перед XXIII съездом (март апрель 1966 г.) 25 известных представителей науки
и культуры (академики П.Л. Капица, И.Е. Тамм, М.Л. Леонтович, писатели В.П. Катаев, К.Г. Паустов-
ский и К.И. Чуковский, народные артисты О.Н. Ефремов, И.М. Смоктуновский, Г.А. Товстоногов и др.)
обратились с письмом к Брежневу, в котором выразили свое беспокойство по поводу наметившейся
"частичной или косвенной реабилитации Сталина". Но съезд обошел эту тему. С трибуны съезда про-
звучало предупреждение в адрес интеллигенции: "Не ворошите культовую тему, сталинизма у нас
больше нет". Курс ХХ съезда на десталинизацию общества был заблокирован.
Во-вторых, начинает формироваться культ личности Брежнева. Во многом этот культ содержал
элементы фарса и был жалким подобием сталинского (культ старости) и проявлялся в основном в виде
насаждения атрибутики культа: славословие в адрес Брежнева ("выдающийся политический и государ-
ственный деятель нашего времени, великий революционер-ленинец" и т.п.), он стал четырежды Героем
Советского Союза, Героем Социалистического Труда, Маршалом Советского Союза, был удостоен Ле-
нинской премии по литературе, через тридцать лет после войны был награжден высшим полководческим
орденом "Победа". Не самый значительный в общем объеме войны эпизод на "Малой Земле" стал безмер-
но преувеличиваться, о нем писали больше чем о важнейших сражениях Отечественной войны. И писали
только потому, что начальником политотдела 18-й армии, которая сражалась в этом районе, был полков-
ник Л.И. Брежнев. Он был поставлен над партией, обществом и полностью выведен из-под критики. Но-
вый культ разлагающе влиял на общество, порождая фальшь, лицемерие. Популярность Брежнева среди
населения катастрофически падала. Неслучайно об этом времени было столько анекдотов, как ни о ка-
ком другом.
В-третьих, усилилось идеологическое давление на общество. Политическая жизнь в стране при-
обретала все более запретный характер, росло отчуждение власти от народа. Усиливался идеологиче-
ский диктат по отношению к средствам массовой информации и учреждениям культуры. В конце 60-х –
начале 70-х годов проходит ряд разгромных кампаний в сфере научного и художественного творчества.