ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
М. Горький. "Партийное руководство" Союзом стало личным руководством со стороны Сталина. С соз-
данием союзов деятельность работников искусства стала находиться под жестким контролем со сторо-
ны властей, которые особое внимание уделяли идейно-политическому содержанию создаваемых произ-
ведений. Со временем эти органы превратились в узкокорпоративные, оторванные от масс творческой
интеллигенции, своеобразные министерства по делам литературы и искусства, казнившие и миловав-
шие членов союза, распределявшие блага и привилегии, осуществлявшие идеологическую цензуру.
Партийное руководство осуществлялось строго и в кинематографии. Сталин лично просматривал бу-
дущие фильмы, связывая их прежде всего с политическими задачами, ни одна картина не выходила на
экран без просмотра Сталина и прямого его разрешения и поправок.
Идеологическим целям было подчинено музыкальное и изобразительное искусство. Творчество
композиторов – песенников И.О. Дунаевского, Б.А. Мокроусова ориентировали на создание произведе-
ний с революционным пафосом, оптимизмом. В изобразительном искусстве главным направлением
стало воспевание революции и культа личности. Тысячи произведений воспевали революционные за-
слуги Сталина, его ведущую роль в строительстве социализма, его величие. Бесчисленное тиражирова-
ние его портретов и скульптур было едва ли не главным назначением целой отрасли художественной
индустрии. Значительный урон был нанесен культурному богатству страны распродажей за границу
высших национальных ценностей – полотен величайших художников мира, хранившихся в советских
музеях. Ради незначительных поступлений валюты в конце 1920 – начале 1930-х гг. были проданы кар-
тины Рембрандта, Рубенса, Рафаэля, Тициана, Ботичелли. Та же участь постигла и многие националь-
ные церковные ценности.
Историческое знание подверглось радикальному пересмотру. "Краткий курс истории ВКП(б)",
опубликованный в ноябре 1938 г., устанавливал диктат единообразия. "Краткий курс" рассматривался
как эталон в научной работе. Исследователи не могли выйти за пределы сформулированных в нем по-
стулатов и формул, не имели возможности опубликовать ничего, что не только противоречило бы этому
учебнику, но и просто выходило бы за пределы изложенных в нем положений. Историческая наука све-
лась к комментаторству сталинского учебника, что задерживало развитие исторической науки на долгие
годы.
Была создана "теория" юриспруденции, ставшая основой судебного произвола. Прежде всего, была
изъята из обращения "презумпция невиновности" – юридическая формула, утверждающая, что лишь
суд устанавливает виновность обвиняемого. Широкое распространение получила практика осуждения
на основе одной лишь вероятности фактов, подлежащих судебной оценке. Отсюда вытекал безгранич-
ный произвол судебных органов. Более того, вопреки общепринятым юридической наукой постулатам
выдвигается "теория" о ненужности объективных доказательств вины, если подсудимый признался в
инкриминируемых ему преступлениях. В результате все принципы демократического правосудия были
нарушены. Судебные процессы велись в духе предвзятости и имели целью безусловно осудить "врагов
народа".
Театральное искусство целиком было подчинено требованиям "социалистического реализма". В
1937 – 1940 гг. репрессии коснулись многих выдающихся театральных деятелей. К постановке допуска-
лись только оптимистические, верноподданнические пьесы на современную тему. И здесь проявлялись
вкусы Сталина. "Заставить писать так, как он не будет писать". Сталинский режим добивался от деяте-
лей науки и культуры создания положительного образа власти и всей жизни в стране. Уже в конце 1920-
х гг. зародилась идея борьбы с "подрывными элементами", "врагами народа". Сталин видел в интелли-
генции врагов, он разжигал недоверие и подозрительность масс к ним. Общественные науки были пол-
ностью разрушены, подчинены политическим интересам власти, превращены в инструмент культа лич-
ности. Преследовались такие известные писатели, как Б. Пильняк, Е. Замятин, А. Платонов, М. Булга-
ков, О. Мандельштам. Из 2 тысяч репрессивных писателей и поэтов 1500 исчезли в лагерях и тюрьмах.
Гонениям подвергались американский джаз, аргентинское танго, цыганские романсы. В целом искусст-
во должно было обслуживать режим, быть подспорьем большевистской идеологии.
К числу значимых событий периода 1930-х гг. следует отнести принятие VIII съездом Советов
СССР 5 декабря 1936 г. второй Конституции СССР. Новая Конституция объявлялась Конституцией по-
бедившего социализма и по замыслу должна была отразить все те изменения, которые произошли в об-
ществе с момента принятия Конституции 1924 г. Текст Конституции состоял из 146 статей, объединен-
ных в 13 глав. По форме и содержанию это была безусловно демократическая Конституция. Ее внешний
демократизм обуславливался введением в нее демократических принципов. Конституция исходила из
полновластия народа: вся власть в стране принадлежала трудящимся города и деревни в лице Советов
депутатов трудящихся, составляющих политическую основу СССР. Расширялись политические права
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- …
- следующая ›
- последняя »