Актуальные проблемы современной философии. Философские аспекты анализа феномена рекламного производства. Ноговицын О.Н. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

3
В в е д е н и е. Тайна рекламного производства
Реалии современного общества потребления ставят перед филосо-
фией, всегда являвшейся последним прибежищем духа свободной ак-
тивности разума, мыслящего сопротивления всем формам идеологичес-
кого давления и контроля, проблему, затрагивающую самые основы
философского мышления. С одной стороны, общество потребления мани-
фестирует себя в качестве реальности, как нельзя более приближенной к
идеалу разумного и гармоничного устройства человеческой общности в
планетарном масштабе. Культурный инстинкт политкорректности, про-
изведенный в наконец удовлетворенных массах потребителей, кажется
способен стать основанием любого взаимовыгодного консенсуса по лю-
бой проблеме, от экологических до проблем стран «третьего мира».
Достаточно включить некогда чуждую природу и всех не вполне при-
общенных к современной культуре потребления в общий круг до мель-
чайших подробностей специализированного по индивидуальным потреб-
ностям товарного производства. С другой стороны, философский
«инстинкт» подсказывает, что в природе вещей нет ничего более опасно-
го, чем мягкие формы давления, уже не отслеживаемые сознанием. И за
подарок гуманной стабильности психического состояния и общего благо-
получия в рамках общества потребления приходится платить овеществ-
лением самой субъективности, превращением индивидуального «Я» в
товар, «мягкую игрушку» с магазинной полки, на которой оно уже давно
удобно приютилось в обществе других таких же «мягких игрушек».
Проблемой для философии теперь становится даже не то, что исче-
зает творческое пространство индивидуального высказывания и жеста.
Напротив, индивидуальное кодифицируется именно в качестве инди-
видуального выбора товара, решения принимать или не принимать тот
или иной подарок. Не осталось места для «произведения», вбирающего
весь мир в меру отчуждения от него, от возможности инструментально-
го использования себя в любого рода «общении». На этом месте теперь
царит реклама, столь же притягательная и столь же чуждая миру това-
ров, которые она рекламирует. Мы все это знаем, т. е. знаем, что за