Актуальные проблемы современной философии. Философские аспекты анализа феномена рекламного производства. Ноговицын О.Н. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
оберткой вовсе не обязательно найдем то, что искали, и все равно «по-
купаемся» и покупаем товар. В общественное сознание внедряется
мысль, что реклама и есть современная концептуальная форма искусст-
ва. Однако проблема заключена в содержании самого концепта: в том,
какой мир, а следовательно, комплекс эмоций, восприятий, аффектов
рекламный концепт в себе эффективно воплощает. Иными словами,
кем становится потребитель рекламы, каким «общением» удовлетво-
рен. Этот вопрос генеалогии современной чувственности и вкуса, та-
ким образом, есть вопрос генезиса рекламного производства.
Когда-то вплоть до открытий классической буржуазной политэконо-
мии (Адам Смит, Рикардо) меновая стоимость товара представлялась
лишь прозрачной и потому скрытой в своем существе для экономичес-
кой теории декорацией потребительной, т. е. очевидного для потреби-
теля чувственного, частного качества товара. Товарное тело воплоща-
ло в себе богатство постольку, поскольку считалось полезным и служило
удовлетворению потребности. Так и реклама виделась своеобразным
украшением или отчужденной в абстрактности слова газетного объяв-
ления или красивой вывески магазина с изображением во всех смыслах
идеального товара его абстрактным эквивалентом. Однако феномен рек-
ламы и после изменения теоретического статуса товарной формы не
мог быть рационально эксплицирован иначе как риторическое излише-
ство. Даже когда реклама заняла важнейшее место в структуре рыноч-
ных отношений, недоумение по поводу рациональности декоративных
дополнений рекламного образа, сопровождавших ее производство, и
соответственно по поводу ее места в экономической теории не прошло.
Однако вряд ли это временное затруднение. Очевидная всякому функ-
ция рекламы представлять товар на рынке в целях повышения эффек-
тивности его сбыта не позволяет эксплицировать ее содержательные
характеристики просто потому, что они «налицо» и интегрируют само
восприятие рекламы реципиентом. Теоретик такой же покупатель, как
и всякий другой, и разделяет его судьбу всегда быть на поверхности и
так прозрачного функционального смысла рекламы. Он, как и все, и ее
жертва при всей бессмысленности давления рекламных образов на со-
знание, и ее агент в явном для всякого модусе саморекламы, представ-
ления себя обществу, столь же бессмысленного и часто морально оттал-
кивающего.
Показателен диагноз Жана Бодрийяра: «Реклама объявляет своей за-
дачей сообщать о характеристиках того или иного товара и способство-