ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
30
(«эпаналепсис» или «анаплодис» - «кольцо»). При этом под «рядами» пони-
маются и большие, и малые ритмические единицы: полустишия, стихи, перио-
ды (каждый из двух стихов), строфы. Так, примером лексической анафоры,
связывающей два стиха, может служить лермонтовское «клянусь я первым
днем творенья, клянусь его последним днем» [см. Хрестоматия 1976: 215-
216]. Звуковую анафору, соединяющую две части, можно усмотреть в стихо-
творении А.С.Пушкина «Зорю бьют…», где фонологический параллелизм <з-
р-у> - <з-р-у> // <зву> - <зву> поддерживает семантическую общность первого
и шестого стихов (подробнее о композиции этого текста см. [Лотман 1972: 160-
161]).
Напомним, что анализ композиции не может быть самоцелью, но должен
быть направлен на прояснение и, в конечном счете, на фактическое подтвер-
ждение основной идеи стихотворения. Поэтому полезно, приступая к анализу
текста, обозначить эту основную идею, чтобы четко представлять себе пред-
мет исследовательского поиска. В связи с этим укажем еще на существующее
в науке различение анализа и интерпретации текста: первым мы занимаемся
тогда, когда общий смысл текста ясен и поддается пересказу, и мы на основе
этого понимания хотим лучше понять отдельные его элементы; второе высту-
пает в случае «темноты», трудности текста. Анализ может содержать элемен-
ты интерпретации. При анализе мы движемся от целого к частям, при интер-
претации – наоборот [см. Гаспаров 2001: 25].
Ко всему сказанному остается добавить, что не все уровни поэтического
текста могут быть в равной степени активны в создании художественного ком-
позиционного напряжения. Усилия исследователя должны быть направлены
на поиски доминанты – того уровня или отдельного компонента текста, «кото-
рый приводит в движение и определяет отношения всех прочих компонентов»
[Хрестоматия 1976: 275]. Критерием для выявления доминанты может слу-
жить, прежде всего, повторяемость, высокая частота употребления того или
иного элемента в тексте [см. Бабенко 2003: 216]. Однако чтобы понять, что
именно является художественным «двигателем» того или иного произведе-
ния, необходимо последовательно рассмотреть все уровни его структуры.
30 («эпаналепсис» или «анаплодис» - «кольцо»). При этом под «рядами» пони- маются и большие, и малые ритмические единицы: полустишия, стихи, перио- ды (каждый из двух стихов), строфы. Так, примером лексической анафоры, связывающей два стиха, может служить лермонтовское «клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем» [см. Хрестоматия 1976: 215- 216]. Звуковую анафору, соединяющую две части, можно усмотреть в стихо- творении А.С.Пушкина «Зорю бьют…», где фонологический параллелизм <з- р-у> - <з-р-у> // <зву> - <зву> поддерживает семантическую общность первого и шестого стихов (подробнее о композиции этого текста см. [Лотман 1972: 160- 161]). Напомним, что анализ композиции не может быть самоцелью, но должен быть направлен на прояснение и, в конечном счете, на фактическое подтвер- ждение основной идеи стихотворения. Поэтому полезно, приступая к анализу текста, обозначить эту основную идею, чтобы четко представлять себе пред- мет исследовательского поиска. В связи с этим укажем еще на существующее в науке различение анализа и интерпретации текста: первым мы занимаемся тогда, когда общий смысл текста ясен и поддается пересказу, и мы на основе этого понимания хотим лучше понять отдельные его элементы; второе высту- пает в случае «темноты», трудности текста. Анализ может содержать элемен- ты интерпретации. При анализе мы движемся от целого к частям, при интер- претации – наоборот [см. Гаспаров 2001: 25]. Ко всему сказанному остается добавить, что не все уровни поэтического текста могут быть в равной степени активны в создании художественного ком- позиционного напряжения. Усилия исследователя должны быть направлены на поиски доминанты – того уровня или отдельного компонента текста, «кото- рый приводит в движение и определяет отношения всех прочих компонентов» [Хрестоматия 1976: 275]. Критерием для выявления доминанты может слу- жить, прежде всего, повторяемость, высокая частота употребления того или иного элемента в тексте [см. Бабенко 2003: 216]. Однако чтобы понять, что именно является художественным «двигателем» того или иного произведе- ния, необходимо последовательно рассмотреть все уровни его структуры.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- …
- следующая ›
- последняя »