ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
28
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой! (А.А. Фет).
Как видим, первые две строки, вводящие экспозицию произведения, чет-
ко выделены благодаря наличию простых предложений и расположению
главных членов в них: подлежащее следует за сказуемым. Кроме того, здесь
можно увидеть два переноса: один, очевидный, с первой строки на вторую
(…лежали // Лучи…) и другой – внутри первой строки, где предложение «раз-
рывает» цезура (Сияла ночь. Луной / был полон сад.). Подобные отношения
отсутствуют в дальнейшем развертывании текста, где господствуют сложные
предложения, а переносы отсутствуют. Синтаксис подчеркивает и смену объ-
ективного плана субъективным (вначале описывается некое событие, затем –
внутреннее отношение лирического субъекта к этому событию): если объек-
тивный план соотносится с двусоставными конструкциями («сияла ночь»,
«лежали лучи», «рояль был раскрыт», «струны дрожали», «ты пела», «ты -
любовь»), то субъективный – с односоставными («хотелось», «прошло», «ве-
ет», «нет»).
В связи с синтаксическим построением необходимо обратить внимание
на знаки препинания, как на графическое выражение интонационной и компо-
зиционной специфики текста. Так, в приведенном стихотворении Фета строка
«Тебя любить, обнять и плакать над тобой» в заключительном повторе полу-
чает важное итоговое звучание, на что указывает восклицательный знак. А в
стихотворении Ф.И.Тютчева «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» мно-
готочия в каждой строфе не только создают впечатление затрудненной речи
подавленного горем человека, но и последовательно отделяют содержатель-
ный план внутреннего состояния лирического субъекта от обращения к лири-
ческому «ты».
Уровень композиции
Композицию «Поэтический словарь» А.Квятковского определяет как «за-
кономерное, мотивированное расположение деталей в крупных частях худо-
жественного произведения и взаимное соотношение этих деталей» [Квятков-
ский 1966: 137]. Задачи анализа композиции поэтического текста четко сфор-
мулировал С.Бернштейн в статье «Эстетические предпосылки теории декла-
мации»: «Очевидно, что композиционный анализ стихотворения должен уста-
новить, на какие части разделяется стихотворение, какую роль играют в его
членении отдельные факторы материала (фонетические, синтактические, се-
мантические), каковы способы разграничения частей и их объединения в ху-
дожественное целое. Но на первом плане неизменно должен стоять вопрос о
динамике стихотворения, о воплощенной в нем смене чувств напряжения и
разряжения» [Хрестоматия 1976: 254]. В.М.Жирмунский также подчеркивал,
что изучение композиции имеет целью выяснить те художественные принци-
пы, которыми определяется в произведении искусства его внешнее построе-
ние, распределение или расположение в нем художественного материала.
Поскольку материалом поэзии является язык, основной задачей становится
выяснение тех фактов языка, в которых прежде всего осуществляется компо-
зиционное задание. «Композиция лирического стихотворения одновременно
предполагает закономерное расчленение и фонетического, и синтаксического,
и тематического материала» [Хрестоматия 1976: 215-216]. Добавим, что не
28 А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! (А.А. Фет). Как видим, первые две строки, вводящие экспозицию произведения, чет- ко выделены благодаря наличию простых предложений и расположению главных членов в них: подлежащее следует за сказуемым. Кроме того, здесь можно увидеть два переноса: один, очевидный, с первой строки на вторую (…лежали // Лучи…) и другой – внутри первой строки, где предложение «раз- рывает» цезура (Сияла ночь. Луной / был полон сад.). Подобные отношения отсутствуют в дальнейшем развертывании текста, где господствуют сложные предложения, а переносы отсутствуют. Синтаксис подчеркивает и смену объ- ективного плана субъективным (вначале описывается некое событие, затем – внутреннее отношение лирического субъекта к этому событию): если объек- тивный план соотносится с двусоставными конструкциями («сияла ночь», «лежали лучи», «рояль был раскрыт», «струны дрожали», «ты пела», «ты - любовь»), то субъективный – с односоставными («хотелось», «прошло», «ве- ет», «нет»). В связи с синтаксическим построением необходимо обратить внимание на знаки препинания, как на графическое выражение интонационной и компо- зиционной специфики текста. Так, в приведенном стихотворении Фета строка «Тебя любить, обнять и плакать над тобой» в заключительном повторе полу- чает важное итоговое звучание, на что указывает восклицательный знак. А в стихотворении Ф.И.Тютчева «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» мно- готочия в каждой строфе не только создают впечатление затрудненной речи подавленного горем человека, но и последовательно отделяют содержатель- ный план внутреннего состояния лирического субъекта от обращения к лири- ческому «ты». Уровень композиции Композицию «Поэтический словарь» А.Квятковского определяет как «за- кономерное, мотивированное расположение деталей в крупных частях худо- жественного произведения и взаимное соотношение этих деталей» [Квятков- ский 1966: 137]. Задачи анализа композиции поэтического текста четко сфор- мулировал С.Бернштейн в статье «Эстетические предпосылки теории декла- мации»: «Очевидно, что композиционный анализ стихотворения должен уста- новить, на какие части разделяется стихотворение, какую роль играют в его членении отдельные факторы материала (фонетические, синтактические, се- мантические), каковы способы разграничения частей и их объединения в ху- дожественное целое. Но на первом плане неизменно должен стоять вопрос о динамике стихотворения, о воплощенной в нем смене чувств напряжения и разряжения» [Хрестоматия 1976: 254]. В.М.Жирмунский также подчеркивал, что изучение композиции имеет целью выяснить те художественные принци- пы, которыми определяется в произведении искусства его внешнее построе- ние, распределение или расположение в нем художественного материала. Поскольку материалом поэзии является язык, основной задачей становится выяснение тех фактов языка, в которых прежде всего осуществляется компо- зиционное задание. «Композиция лирического стихотворения одновременно предполагает закономерное расчленение и фонетического, и синтаксического, и тематического материала» [Хрестоматия 1976: 215-216]. Добавим, что не
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- …
- следующая ›
- последняя »