ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
29
следует смешивать понятия композиции и архитектоники стихотворения:
«строфический строй стихотворения составляет его архитектонику; распреде-
ление же самого текста внутри строф есть искусство композиции» [Квятков-
ский 1966: 137], - однако на строфическое членение текста, безусловно, нужно
опираться в композиционном анализе. Если же перед нами текст, не имеющий
разбиения на строфы, «его можно рассматривать как одну строфу, с разной
степенью внутренней упорядоченности» [Лотман 1994: 188].
Таким образом, композиционный анализ должен объединять наблюдения
над уже рассмотренными уровнями текста. В качестве примера приведем
анализ пушкинского стихотворения, предложенный в пособии С.А.Матяш и
Т.Т.Савченко [см. Матяш 1982: 36 след.].
Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить… И глядь – как раз – умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
Стихотворение делится на два четверостишия, четко противопоставлен-
ные друг другу на ритмическом, фонетическом, грамматическом и лексиче-
ском уровнях. Во-первых, противопоставленность задает ритм. Первый катрен
отмечен спондеями в первой и четвертой строках. В «середине» его – пра-
вильный шестистопный ямб, но инерция ритма разрушается двумя enjambe-
ment’ами: «уносит / Частичку бытия» и «вдвоем / Предполагаем жить». Таким
образом, в первой части наблюдаем ритмико-синтаксическое движение. Во
второй части, напротив, шестая и восьмая строки отмечены пиррихиями, а
переносы отсутствуют. Благодаря этому строка «На свете счастья нет…»
предваряется глубокой паузой и завершается такой же. Именно эта строка
является композиционной вершиной стихотворения. В ее пределах находятся
ключевые существительные «счастье», «покой» и «воля», которые анаграм-
мируются в тексте (подробнее об этом см. в разделе, посвященном звуковой
организации текста). Шестая строка содержит сюжетный поворот, также вы-
деленный ритмически: здесь пропущено два метрических ударения, стих не
имеет цезуры и синтаксических пауз.
Кроме того, в первой части преобладает глагольная лексика, тогда как во
второй «сконцентрированы» прилагательные. При этом из 10 глагольных
форм и слов со значением глагольности («глядь») восемь указывают на по-
стоянно повторяющееся действие в настоящем (несовершенный вид). Две
формы совершенного вида: будущее «умрем» и прошедшее «замыслил» за-
мыкают две части стихотворения, также подчеркивая их противопоставлен-
ность.
Анализ композиции предполагает не только поиск средств, противопос-
тавляющих части текста друг другу, но и элементов, связывающих части цело-
го, в том числе повторяющихся. В.М.Жирмунский отмечает следующие виды
повторений: - в начале каждого ряда («анафора», или «единоначатие»); - в
конце каждого ряда («эпифора»); - в конце первого ряда и в начале второго
(«эпанастрофа», или «стык»); - в начале первого ряда и в конце второго
29 следует смешивать понятия композиции и архитектоники стихотворения: «строфический строй стихотворения составляет его архитектонику; распреде- ление же самого текста внутри строф есть искусство композиции» [Квятков- ский 1966: 137], - однако на строфическое членение текста, безусловно, нужно опираться в композиционном анализе. Если же перед нами текст, не имеющий разбиения на строфы, «его можно рассматривать как одну строфу, с разной степенью внутренней упорядоченности» [Лотман 1994: 188]. Таким образом, композиционный анализ должен объединять наблюдения над уже рассмотренными уровнями текста. В качестве примера приведем анализ пушкинского стихотворения, предложенный в пособии С.А.Матяш и Т.Т.Савченко [см. Матяш 1982: 36 след.]. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит – Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить… И глядь – как раз – умрем. На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля – Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег. Стихотворение делится на два четверостишия, четко противопоставлен- ные друг другу на ритмическом, фонетическом, грамматическом и лексиче- ском уровнях. Во-первых, противопоставленность задает ритм. Первый катрен отмечен спондеями в первой и четвертой строках. В «середине» его – пра- вильный шестистопный ямб, но инерция ритма разрушается двумя enjambe- ment’ами: «уносит / Частичку бытия» и «вдвоем / Предполагаем жить». Таким образом, в первой части наблюдаем ритмико-синтаксическое движение. Во второй части, напротив, шестая и восьмая строки отмечены пиррихиями, а переносы отсутствуют. Благодаря этому строка «На свете счастья нет…» предваряется глубокой паузой и завершается такой же. Именно эта строка является композиционной вершиной стихотворения. В ее пределах находятся ключевые существительные «счастье», «покой» и «воля», которые анаграм- мируются в тексте (подробнее об этом см. в разделе, посвященном звуковой организации текста). Шестая строка содержит сюжетный поворот, также вы- деленный ритмически: здесь пропущено два метрических ударения, стих не имеет цезуры и синтаксических пауз. Кроме того, в первой части преобладает глагольная лексика, тогда как во второй «сконцентрированы» прилагательные. При этом из 10 глагольных форм и слов со значением глагольности («глядь») восемь указывают на по- стоянно повторяющееся действие в настоящем (несовершенный вид). Две формы совершенного вида: будущее «умрем» и прошедшее «замыслил» за- мыкают две части стихотворения, также подчеркивая их противопоставлен- ность. Анализ композиции предполагает не только поиск средств, противопос- тавляющих части текста друг другу, но и элементов, связывающих части цело- го, в том числе повторяющихся. В.М.Жирмунский отмечает следующие виды повторений: - в начале каждого ряда («анафора», или «единоначатие»); - в конце каждого ряда («эпифора»); - в конце первого ряда и в начале второго («эпанастрофа», или «стык»); - в начале первого ряда и в конце второго
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- …
- следующая ›
- последняя »