ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
3
Тема. Понятие культуры.
Э.ТАЙЛОР
Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле
слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности,
законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных
человеком как членом общества. Явления культуры у различных человеческих
обществ, поскольку могут быть исследованы лежащие в их основе общие
начала, представляют предмет, удобный для изучения законов человеческой
мысли и деятельности. С одной стороны, однообразие, так широко
проявляющееся в цивилизации, в значительной мере может быть приписано
однообразному действию однообразных причин. С другой стороны, различные
ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из
которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет
известную роль в.формировании будущего. Исследованию этих двух великих
начал в различных этнографических областях мы и посвящаем' настоящее
сочинение. Особое внимание уделено при этом сопоставлению цивилизации
отсталых народов с цивилизацией передовых народов.
Наши новейшие исследователи в отраслях науки, изучающих
неорганическую природу, решительнее других признают, как в своих
специальных областях, так и вне их, единство природы, незыблемость ее
законов и определенную последовательность причин и следствий. В силу этой
причинно-следственной связи каждый факт находится в зависимости от того,
что было прежде, и действует на то, что должно быть потом. Они крепко
держатся учения Пифагора о порядке, господствующем в строе Вселенной. Они
утверждают вместе с Аристотелем, что в природе нет эпизодов, не связанных
между собой, как это бывает в дурной трагедии. Они сходятся с Лейбницем в
его аксиоме, что «природа никогда не действует скачками». Они принимают
его великое положение, согласно которому «ничто не происходит без
достаточной причины».
При изучении строения и жизни растений и животных или даже при
исследовании низших функций человека эти руководящие идеи признаются
почти в такой же степени. Однако когда дело доходит до высших процессов
человеческого чувства, мысли и языка, знания и искусства, то преобладание
получают совсем иные воззрения. Люди вообще еще слишком мало
подготовлены к тому, чтобы считать изучение человеческой жизни отраслью
естествознания и применять в широком смысле указание поэта «объяснять
нравственные явления так же, как и явления природы». Многим развитым умам
кажется слишком претенциозным и отталкивающим воззрение, что история
человечества есть часть или даже частичка истории природы, что наши мысли,
желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и
те, которые управляют движениями волн, сочетанием химических элементов и
ростом растений и животных.
Главнейшие причины такого состояния общественного суждения указать
нетрудно. Многие охотно признали бы историю наукой, если бы она предстала