Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям по культурологии. Ороев Н.А - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

5
машины. Но рассуждающий таким образом тем не менее посвятит
значительную часть своей жизни изучению мотивов, ведущих человека к
известным действиям. Он будет отыскивать средства для удовлетворения своих
желаний, составлять в своем уме теории личного характера, соображать,
каковы могут быть последствия новых комбинаций, и придавать своему
суждению высший характер настоящего научного исследования. При этом он
будет придерживаться убеждения, что если его предположение оказывается
неверным, то или доказательства в пользу этого предположения были ложны
или несовершенны, или отношение к нему было недостаточно рационально.
Такой человек будет суммировать опыт прежних лет, порученный в сложных
отношениях к обществу, высказывая убеждение, что в жизни все имеет свою
причину и что там, где не находится объяснения, следует ждать и наблюдать в
надежде, что ключ к задаче будет когда-нибудь найден. Наблюдения этого
человека могут быть так же узки, как заключения его грубы и исполнены
предрассудков. Но тем не менее «он больше сорока лет, сам того не зная», был
индуктивным философом. Он признал на практике определенные законы
человеческой мысли и действий и при изучении жизни оставлял совершенно в
стороне всю систему безмотивной воли и беспричинной произвольности. Мы
здесь увидим, что эти последние должны быть точно так же оставлены без
внимания и в более обширной области исследования и что настоящая
философия истории заключается в распространении и усовершенствовании
методов здравомыслящих людей, основывающих свои суждения на фактах и
проверяющих их по новым фактам. Будет ли эта система вполне или отчасти
справедлива, она прежде всего есть необходимое условие для приобретения
новых сведений и представляет собой основу всей рациональной стороны
нашей жизни.
«Каждое событие есть дитя другого, и мы никогда не должны забывать
этого родства»,– заметил один из начальников племени бечуанов африканскому
миссионеру Казалису. Во все времена историки, насколько они стремились
стать выше простых хроникеров, употребляли все усилия, чтобы показать не
только последовательность, но и связь событий, которые они описывали. И
кроме того, они стремились еще выяснить общие начала человеческих действий
и этим истолковать частные события, таким образом определенно устанавливая
или только молча допуская существование философии истории. Тем, которые
стали бы отрицать возможность установления таких исторических законов,
можно возразить словами Босвелла, с какими он в подобном случае обратился к
Джонсону: «Итак, вы хотите обратить историю в простой календарь
То обстоятельство, что труды знаменитых мыслителей могли довести
историю только до преддверия науки, не должно удивлять человека,
понимающего изумительную сложность задач, стоящих перед ученым,
работающим в области всеобщей истории. Свидетельства, из которых ему
приходится выводить свои заключения, чрезвычайно разнообразны и в то же
время весьма сомнительны; полное и отчетливое суждение об их значении в
каком-либо частном вопросе едва ли может быть достигнуто, и таким образом
появляется непреодолимое искушение воспользоваться ими для поддержки