ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
6
какой-нибудь неосмысленной, уже готовой теории хода события. Философия
истории в обширном смысле, как объяснение прошедших и предсказание
будущих явлений мировой жизни человека на основании общих законов, в
действительности представляет такой предмет, с которым при настоящем
положении знания даже и гениальный ум с помощью самых обширных
изысканий едва ли мог бы справиться.
Однако некоторые отделы этого предмета, хотя и достаточно трудные,
являются, по-видимому, сравнительно доступными. Так, если область
исследования вместо истории во всем ее целом будет ограничена той частью ее,
которую мы называем культурой, разумея под этим историю не племен или
народов, а условий знания, религии, искусства, обычаев и т. п.,– тогда задача
исследования обещает быть более легкой. Мы и здесь терпим от тех же
затруднений, которыми обставлено более обширное поле изысканий, но в
настоящем случае эти трудности значительно уменьшены. Доказательства здесь
уже не так безнадежно разнообразны; они уже могут быть классифицируемы и
сравниваемы обычным образом, в то же время возможности убрать
посторонний материал и проследить для каждого результата ряд относящихся к
нему фактов делает непосредственное суждение о целом более ценным, нежели
во всеобщей истории. Из краткого предварительного рассмотрения нашей
задачи может выясниться, каким образом явления культуры могут быть
классифицируемы и распределяемы, стадия за стадией, в вероятном порядке их
развития.
При рассмотрении с более широкой точки зрения характер и нравы
человечества обнаруживают однообразие и постоянство явлений, заставившие
итальянцев сказать: «Весь мир есть одна страна». Как однообразие, так и
постоянство можно проследить, без сомнения, с одной стороны, в общем
сходстве природы человека, с другой стороны, в общем сходстве обстоятельств
его жизни. Особенно удобно изучать их путем сравнения обществ, стоящих
приблизительно на одинаковом уровне цивилизации. При таких сравнениях не
следует придавать большого значения хронологической датировке или
географическому положению. Обитатели озерных жилищ древней Швейцарии
могут быть поставлены рядом со средневековыми ацтеками, а
североамериканские оджибве – рядом с южноафриканскими зулусами. Д-р
Джонсон, прочитав в путешествиях Гауксворта описание патагонцев и
островитян Тихого океана, презрительно выразился, что все дикие племена
похожи друг на друга. Насколько это обобщение действительно верно, может
показать каждый этнологический музей.
Для примера обратите внимание на режущие и колющие орудия в какой-
либо из подобных коллекций. Они содержат в себе топоры, молоты, долота,
ножи, пилы, скребки, шила, иглы, копья и наконечники стрел. Большая часть их
принадлежит самым различным расам, а между тем представляет отличия лишь
в некоторых деталях.
То же мы видим и в занятиях дикарей: плотничьи изделия, рыболовные
сети или удочки, охотничьи стрелы или копья, способы добывания огня,
приготовления пищи на огне, ссучивания веревок и плетения корзин
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »