Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям по культурологии. Ороев Н.А - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

7
повторяются с удивительным однообразием в образцах всех коллекций,
иллюстрирующих быт отсталых обществ от Камчатки до Огненной Земли и от
Дагомеи до Гавайских островов.
Даже при сравнении диких племен с цивилизованными народами мы ясно
видим, как шаг за шагом быт малокультурных обществ переходит в быт более
передовых народов, как легко распознается связь между отдельными формами
быта тех и других. Для этого нужно только обратить внимание на европейского
крестьянина, когда он работает своим топором или мотыгой, посмотреть, как он
варит или жарит свою пищу на костре, выяснить, какое место занимает пиво в
его мечтах о счастье, послушать его рассказы о привидениях, будто бы
появляющихся в каком-нибудь доме, или о племяннице фермера, которую
колдовство довело до припадков и даже свело в могилу. Если мы при этом
будем избирать предметы, мало изменившиеся в течение столетий, мы получим
картину, в которой английский земледелец будет стоять почти рядом со
среднеафриканским негром.
Наше дальнейшее изложение наполнено доказательствами таких
совпадений у различных групп человечества, и потому нам незачем
останавливаться теперь на этих подробностях.
Нам приходится обойти здесь вопрос, который мог бы усложнить
развитие нашей мысли, а именно вопрос о расах. В рамках поставленной задачи
нам представляется возможным и желательным устранить соображения о
наследственных изменениях человеческих рас и считать человечество
однородным по природе, хотя и находящимся на различных ступенях
цивилизации. Отдельные моменты нашего исследования покажут, как я
надеюсь, что фазисы культуры мы вправе сравнивать, не принимая в расчет,
насколько племена, пользующиеся одинаковыми орудиями, следующие
одинаковым обычаям или верующие в одинаковые мифы, различаются между
собой физическим строением и цветом кожи и волос.
Первым шагом при изучении цивилизации должно быть расчленение ее
на составные части и классифицирование этих последних. Так, рассматривая
оружие, мы можем различать копья, палицы, пращи, луки и стрелы и т.д.
Между ткацкими изделиями мы найдем плетенья, вязанья и различные способы
пряденья и тканья нитей. Мифы могут быть разделены на мифы солнечного
восхода и заката, затмений, землетрясений, на местные мифы, объясняющие
названия местностей какой-нибудь фантастической сказкой, на эпонимические
мифы, объясняющие название племени как имя какого-то воображаемого
предка, положившего начало роду или племени. Между обрядами и
церемониями мы встречаем такие обычаи, как принесение различного рода
жертв теням умерших и другим духовным существам, обращение к востоку во
время молитвы, очищение от обрядовых или нравственных нарушений
посредством воды или огня. Мы привели здесь примеры, взятые из сотен
подобных им.
На обязанности этнографа лежит классифицирование этих частностей с
целью их географического и исторического распределения и указания
существующих между ними отношений. Характер такого рода работы вполне