Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям по культурологии. Ороев Н.А - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

9
различные указания для проверки каждого сообщения, Однако эти меры
предосторожности становятся излишними в тех случаях, когда мы имеем дело с
повторяемостью описываемого явления и того или иного свидетельства. Если
два посетителя различных стран, стоящие вне всякой зависимости друг от
друга, положим, средневековый мусульманин в Татарии и современный
англичанин в Дагомее или иезуит в Бразилии и уэслеянец на островах Фиджи,
сходятся при описании какого-нибудь аналогичного искусства, обряда или
мифа у того народа, который они наблюдали, то трудно или даже невозможно
приписывать такое совпадение случайности или намеренному обману. История,
рассказанная каким-нибудь искателем приключений в Австралии, пожалуй,
может быть сочтена ошибкой или выдумкой, но неужели методистский
священник в Гвинее сговорился с ним обманывать публику, рассказывая такую
же историю о том же?
Возможность намеренной или ненамеренной мистификации часто
устраняется обстоятельством, что сходное указание сделано для двух
отдаленных одна от другой стран и двумя свидетелями, из которых А жил
столетием раньше В, а В, по-видимому, никогда не слыхал об А. Чтобы
убедиться, насколько при сопоставлении фактов цивилизации указываемые
страны могут быть далеки одна от другой, насколько велики могут быть
различия во времени наблюдения, а также в верованиях и характере
наблюдателей, достаточно взглянуть на ссылки в этом сочинении, где рядом
фигурируют авторы разных эпох и национальностей. И чем своеобразнее
подобные указания, тем меньше вероятности, чтобы различные лица в
различных местах могли сделать их неправильно. Допуская это, достаточно
предположить, что эти утверждения в большинстве случаев справедливы и что
их тесное и правильное совпадение происходит от скопления сходных фактов в
различных областях культуры. В настоящее время таким путем
контролируются важнейшие этнографические факты. Опыт через некоторое
время приводит исследователя к предположению и убеждению, что культурные
явления, имеющие в своей основе сходные общие причины, должны
беспрестанно повторяться. Он уже не доверяет изолированным указаниям,
которые нигде больше не встречаются, и для подтверждения их ожидает
сходных указаний с противоположных частей земного шара или с другого
конца истории. И действительно, эти способы проверки так эффективны, что
этнограф, не выходя из своей библиотеки, может иногда взять на себя решение
не только вопроса о проницательности и добросовестности известного
наблюдателя, но также и того, насколько его сообщение сообразуется с общими
началами цивилизации.
Обратимся теперь от распределения явлений культуры по различным
странам к их распространению в каждой отдельной стране. Человечество
обладает свойством, особенно располагающим к систематическому изучению
цивилизации. Мы говорим о том молчаливом согласии или единодушии,
которое в такой сильной степени побуждает целые народы соединяться в
употреблении общего языка, в исповедании общей религии, в достижении
общего уровня искусства и знания. Благодаря этому обстоятельству мы имеем