ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
25
что у других людей мы наиболее четко замечаем те черты, которые ярко представлены в нас
самих;
• «эффект средней ошибки» – стремление смягчить оценки наиболее ярких сторон в других
людях в сторону среднего, т.е. усреднять.
• Сказанное вовсе не означает, что у нас существуют все указанные ошибки восприятия. Может
быть, есть какие-то другие.
§ 1.2.3 Методы и приемы социальной перцепции
Социальное познание или социальная перцепция не ограничивается только формирование
впечатления. Кроме того, что мы запечатлеваем образы людей, также мы стремимся объяснить и
понять их поведение. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании
причин этого поведения. Но в обыденной жизни люди не всегда знают действительные причины
поведения другого человека. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать
друг другу причины поведения. Этот процесс называется каузальной атрибуцией.
Родоначальником исследований по каузальной атрибуции является Ф. Хайдер, впервые
сформулировавший модель каузальной атрибуции. В ней выделялось два вида атрибуции:
диспозиционная (когда причины событий усматриваются в самом человеке) и ситуационная
(причины обнаруживаются в ситуации). Из других авторов, работающих в этой области, наиболее
значительные исследования проводили Э. Джонс и К. Дэвис. Более полное развитие эта идея
получила в работах Гарольда Келли, который предпринял попытку построения теории каузальной
атрибуции. Согласно Келли при попытках понять причину поведения другого человека мы
пользуемся тремя критериями (модель ковариации): мы стараемся определить, является ли данное
поведение постоянным (критерий постоянства), отличающимся (критерий исключительности) и
обычным (критерий консенсуса) или нет. Если в сходных условиях поведение наблюдаемого
однотипно, то его считают постоянным. Оно будет отличающимся, если в других случаях
проявляется иначе, и наконец, поведение считается обычным, если в сходных обстоятельствах
свойственно большинству людей.
Если в похожих обстоятельствах человек ведет себя всегда одинаково (постоянное
поведение), если он ведет себя так же и в других ситуациях (не отличающееся поведение) и если в
сходных ситуациях так же ведут себя лишь немногие люди (необычное поведение), то мы склонны
приписывать поведение внутренним факторам. Напротив, если человек в похожих ситуациях
ведет себя так же (постоянное поведение), если в других случаях он ведет себя иначе
(отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях такое же поведение сходно большинству
людей (обычное поведение). Мы объясняем его действие внешними причинами.
Любое событие является следствием какой-либо причины, а само оно, в свою очередь,
выступает в качестве причины для другого следствия или события. В своей повседневной жизни
мы постоянно видим, как определенные причины вызывают конкретные следствия. Цепочки этих
причинно-следственных связей откладываются в нашей памяти в виде каузальных схем. Суть
рассуждений Келли по этому поводу сводится к тому, что мы при отсутствии всякой информации,
необходимой для объяснения в соответствии с моделью ковариации (знаний о человеке и
ситуации – последовательность, избирательность, распространенность), используем для
происходящего каузальные схемы. Т.е. в своих суждениях мы полагаемся не на знание о
конкретном событии, а на общее представление. При этом мы рассуждаем примерно так: в этих
обстоятельствах такая–то причина вызывает такое-то следствие. В результате, хотя у нас нет
никаких знаний о данной конкретной ситуации, мы ее все равно объясняем. Для человека
исключительно важно – дать хоть какое-то, пусть совершенно фантастическое, объяснение
происходящему. Потому что иначе мир для него становится непонятным, угрожающим,
непредсказуемым.
что у других людей мы наиболее четко замечаем те черты, которые ярко представлены в нас самих; • «эффект средней ошибки» – стремление смягчить оценки наиболее ярких сторон в других людях в сторону среднего, т.е. усреднять. • Сказанное вовсе не означает, что у нас существуют все указанные ошибки восприятия. Может быть, есть какие-то другие. § 1.2.3 Методы и приемы социальной перцепции Социальное познание или социальная перцепция не ограничивается только формирование впечатления. Кроме того, что мы запечатлеваем образы людей, также мы стремимся объяснить и понять их поведение. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения. Но в обыденной жизни люди не всегда знают действительные причины поведения другого человека. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу причины поведения. Этот процесс называется каузальной атрибуцией. Родоначальником исследований по каузальной атрибуции является Ф. Хайдер, впервые сформулировавший модель каузальной атрибуции. В ней выделялось два вида атрибуции: диспозиционная (когда причины событий усматриваются в самом человеке) и ситуационная (причины обнаруживаются в ситуации). Из других авторов, работающих в этой области, наиболее значительные исследования проводили Э. Джонс и К. Дэвис. Более полное развитие эта идея получила в работах Гарольда Келли, который предпринял попытку построения теории каузальной атрибуции. Согласно Келли при попытках понять причину поведения другого человека мы пользуемся тремя критериями (модель ковариации): мы стараемся определить, является ли данное поведение постоянным (критерий постоянства), отличающимся (критерий исключительности) и обычным (критерий консенсуса) или нет. Если в сходных условиях поведение наблюдаемого однотипно, то его считают постоянным. Оно будет отличающимся, если в других случаях проявляется иначе, и наконец, поведение считается обычным, если в сходных обстоятельствах свойственно большинству людей. Если в похожих обстоятельствах человек ведет себя всегда одинаково (постоянное поведение), если он ведет себя так же и в других ситуациях (не отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях так же ведут себя лишь немногие люди (необычное поведение), то мы склонны приписывать поведение внутренним факторам. Напротив, если человек в похожих ситуациях ведет себя так же (постоянное поведение), если в других случаях он ведет себя иначе (отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях такое же поведение сходно большинству людей (обычное поведение). Мы объясняем его действие внешними причинами. Любое событие является следствием какой-либо причины, а само оно, в свою очередь, выступает в качестве причины для другого следствия или события. В своей повседневной жизни мы постоянно видим, как определенные причины вызывают конкретные следствия. Цепочки этих причинно-следственных связей откладываются в нашей памяти в виде каузальных схем. Суть рассуждений Келли по этому поводу сводится к тому, что мы при отсутствии всякой информации, необходимой для объяснения в соответствии с моделью ковариации (знаний о человеке и ситуации – последовательность, избирательность, распространенность), используем для происходящего каузальные схемы. Т.е. в своих суждениях мы полагаемся не на знание о конкретном событии, а на общее представление. При этом мы рассуждаем примерно так: в этих обстоятельствах такая–то причина вызывает такое-то следствие. В результате, хотя у нас нет никаких знаний о данной конкретной ситуации, мы ее все равно объясняем. Для человека исключительно важно – дать хоть какое-то, пусть совершенно фантастическое, объяснение происходящему. Потому что иначе мир для него становится непонятным, угрожающим, непредсказуемым. 25
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- …
- следующая ›
- последняя »