История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. Панкова Е.А - 5 стр.

UptoLike

Рубрика: 

5
священного писания и отцов церкви . Свободное исследование, опыт и
критический подход отрицались как опасный соблазн . Главные усилия
науки были направлены на познания бога . Все науки обслуживали нужды
церкви .
Одна из главных идей церкви - доктрина аскетизма . Это доктрина
равнодушия к мирским благам и покорности всякой земной власти . Земное
существование, согласно этой доктрине, ничтожно по сравнению с вечной
загробной жизнью .
Церковь оказала огромное влияние на развитие средневековой
литературы. Возникают специальные литературные жанры церковного
происхождения: религиозные гимны, духовные стихи , жития святых,
проповеди, покаянные книги , видения загробной жизни , культовая драма .
Из религиозного учения о двух реальностях земной и небесной - в
литературу приходит аллегорическое или символическое восприятие
действительности.
Но в средневековой культуре очень странно сочетались совершенно
противоположные вещи и понятия. Мировоззрение средневековых людей
не было сплошь окрашено аскетическими настроениями и мыслями о
потустороннем . Наряду с властью инквизиции, умерщвлением плоти ,
торжеством церкви существовала народная площадная карнавальная
культура веселости . В народном сознании жило представление о том , что
каждое явление природы есть самораскрытие божества . Каждый человек
есть член тела Христова , поэтому весь материальный мир оправдан , в
каждом человеке есть нечто священное. Можно сказать, что
средневековый человек жил как бы двумя жизнями: официальной и
карнавально-площадной. Существовал дуализм мысли и чувства . С
церковными догмами совмещалась страстная жажда жизни и любовь к
реальной действительности . Поэтому средневековая литература в целом не
окутана черным флером , а полна ярких жизнерадостных красок.
Третьим крупным фактором , оказавшим влияние на
средневековую литературу, является античность. Варварское завоевание
на первых порах уничтожило огромную часть античной культуры. Но
почти сразу же началось восстановление культурного наследия античного
мира, которое явилось образцом и материалом для создания новой
культуры. Латинский язык был принят как язык государственных актов и
высшей администрации; на латинском языке было записано обычное право
германских племен и народов (т.н. варварские «правды»), в латинских
хрониках 5-6 вв. изображались жизнь и деяния варварских королей, при
дворе которых образованные римляне часто занимали высокие
государственные должности .
Несмотря на враждебность церкви языческой античной культуре, ей
пришлось воспользоваться ее наследием и выступить в роли его
хранительницы , так как в ту пору это был единственный источник знаний.
Греческие авторы, правда , оставались практически неизвестными до
самого Возрождения, а римские тексты по необходимости включались в
                                                  5

с вящ ен н ог   о пи с а н и я и отцов цер кви . С воб одн ое и с с л едова н и е, опы т и
кр и ти чес ки й подход отр и ца л и с ь ка к опа с н ы й с об л а зн . Гл а вн ы е ус и л и я
н а уки б ы л и н а пр а вл ен ы н а позн а н и я б ог    а . Вс е н а уки об с л уж и ва л и н уж ды
церкви .
         О дн а и з г л а вн ы х и дей церкви - д ок т ри на а с к ет и зма . Это доктри н а
ра вн одуш и я к м и рс ки м б л а г     а м и покорн ос ти вс якой зем н ой вл а с ти . З ем н ое
с ущ ес твова н и е, с ог   л а с н о этой доктри н е, н и чтож н о по с ра вн ен и ю с вечн ой
за г роб н ой ж и зн ью.
         Ц ер ковь ока за л а ог        ром н ое вл и ян и е н а ра зви ти е с редн евековой
л и тер а тур ы . Возн и ка ют с пеци а л ьн ы е л и тер а тур н ы е ж а н ры цер ковн ог            о
прои с хож ден и я: рели ги озные ги мны, д уховные с т и хи , ж и т и я с вят ых,
проповед и , пок а янные к ни ги , ви д ени я за гробной ж и зни , к ульт ова я д ра ма .
И з рел и г   и озн ого учен и я о двух р еа л ьн ос тях – зем н ой и н еб ес н ой - в
л и тер а тур у пр и ходи т а ллегори чес к ое и ли с и мволи чес к ое вос при ят и е
д ей с т ви т ельнос т и .
         Н о в с редн евековой кул ьтуре очен ь с тра н н о с очета л и с ь с оверш ен н о
проти вопол ож н ы е вещ и и пон яти я. М и ровоззрен и е с р едн евековы х л юдей
н е б ы л о с пл ош ь окр а ш ен о а с кети чес ки м и н а с тр оен и ям и и м ы с л ям и о
потус тор он н ем . Н а р яду с вл а с тью и н кви зи ци и , ум ерщ вл ен и ем пл оти ,
торж ес твом цер кви с ущ ес твова л а н а родн а я пл ощ а дн а я ка р н а ва л ьн а я
кул ьтура вес ел ос ти . В н а родн ом с озн а н и и ж и л о пр едс та вл ен и е о том , что
ка ж дое явл ен и е при роды ес ть с а м ора с кры ти е б ож ес тва . Ка ж ды й чел овек
ес ть чл ен тел а Х ри с това , поэтом у вес ь м а тери а л ьн ы й м и р опра вда н , в
ка ж дом чел овеке ес ть н ечто с вящ ен н ое. М ож н о с ка за ть, что
с р едн евековы й чел овек ж и л ка к б ы двум я ж и зн ям и : офи ци а л ьн ой и
ка р н а ва л ьн о-пл ощ а дн ой. С ущ ес твова л дуа л и зм м ы с л и и чувс тва . С
церковн ы м и дог       м а м и с овм ещ а л а с ь с тр а с тн а я ж а ж да ж и зн и и л юб овь к
реа л ьн ой дейс тви тел ьн ос ти . Поэтом ус редн евекова я л и тера тура в цел ом н е
окута н а черн ы м фл ером , а пол н а яр ки х ж и зн ера дос тн ы х кра с ок.
         ► Т р етьи м        кр упн ы м        фа ктором ,        ока за вш и м      вл и ян и е н а
с р едн евековую л и тер а тур у, явл яетс я ант и ч ност ь. Ва рва рс кое за воева н и е
н а первы х пора х ун и чтож и л о ог            ром н ую ча с ть а н ти чн ой кул ьтур ы . Н о
почти с ра зу ж е н а ча л ос ь вос с та н овл ен и е кул ьтурн ог        о н а с л еди я а н ти чн ог
                                                                                                     о
м и ра , которое яви л ос ь об р а зцом и м а тери а л ом дл я с озда н и я н овой
кул ьтуры . Ла ти н с ки й язы к б ы л при н ят ка к язы к г           ос уда рс твен н ы х а ктов и
вы с ш ей а дм и н и с тра ци и ; н а л а ти н с ком язы ке б ы л о за пи с а н о об ы чн ое пр а во
г ерм а н с ки х пл ем ен и н а родов (т.н . ва рва рс ки е «пр а вды »), в л а ти н с ки х
хрон и ка х 5-6 вв. и зоб ра ж а л и с ь ж и зн ь и деян и я ва рва рс ки х корол ей, при
двор е котор ы х об р а зова н н ы е ри м л ян е ча с то за н и м а л и вы с оки е
г ос уда рс твен н ы е дол ж н ос ти .
         Н ес м отр я н а вра ж деб н ос ть церкви язы чес кой а н ти чн ой кул ьтур е, ей
при ш л ос ь вос пол ьзова тьс я ее н а с л еди ем и вы с тупи ть в рол и ег                         о
хра н и тел ьн и цы , та к ка к в ту пор у это б ы л еди н с твен н ы й и с точн и к зн а н и й.
Гречес ки е а вторы , пра вда , ос та ва л и с ь пра кти чес ки н еи звес тн ы м и до
с а м ог о Возрож ден и я, а р и м с ки е текс ты по н еоб ходи м ос ти вкл юча л и с ь в