История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. Панкова Е.А - 4 стр.

UptoLike

Рубрика: 

4
(«синкретическом») виде . Хоровая песня-пляска под аккомпанемент
музыкального инструмента сопровождается мимикой, жестами,
переходящими в танец или драматическую игру. Сначала организующую
роль играет ритм и напев, сам текст играет второстепенную роль.
Содержание тексту и всему действу дает обряд, воспроизводящий какой-
либо момент общественной жизни. Первобытный хоровой и обрядовый
синкретизм типичен для патриархально-родового строя в период расцвета .
Из синкретического действа впоследствии выделяются: сначала лирико-
эпическая песня, с содержанием заимствованным из мифа или легенды ,
затем собственно лирическая песня, хоровая или сольная, и позднее всего
драма народно-обрядового или культового характера. Эта теория
устанавливает народные корни всей средневековой литературы.
Большое значение для развития средневековой литературы имела
христианизация европейских народов. Христианское учение, сначала
принятое лишь формально, постепенно все глубже проникает в моральное
сознание людей, во все сферы их жизни и быта . К 8-10 векам христианство
прочно входит в сознание народа и является единым , централизованным
учением . В условиях феодальной раздробленности , постоянных
феодальных распрях церковь занимала особое место. Она обладала
огромной международной политической и общественной силой . В то
время как в обществе царили беспорядок и анархия, отсутствовала
централизованная власть, церковь имела строгую иерархию, единое
твердое учение, мощные средства пропаганды . Церковь имела единый
международный «священный» язык латынь, язык религиозных текстов,
богослужения. Церковь защищала, идеологически поддерживала власть
феодалов. Духовенство обладало огромной экономической силой, в его
руках зачастую сосредоточивалось до 1/3 всей земельной собственности .
Церковь обладала своей юрисдикцией, каноническим правом . Она
являлась «государством в государстве», не признавала над собой светской
власти и выдвигала претензии на высшее управление государством . То
есть стремилась к теократии. Идею теократии обосновал Августин
Блаженный (4-5 вв.) в трактате «О граде Божьем». По мнению Августина,
существуют два государства : государство «земное» и «божие». Второе
должно быть нормой и образцом для первого . Следует передать всю власть
«духовным пастырям».
В средние века церковь была единственным очагом образования.
Только духовные лица получали образование в школах при монастырях. В
этих школах преподавали дисциплины, которые церковь считала
необходимыми для своих целей. Существовали два цикла: тривий
(грамматика , риторика , диалектика ) и квадривий (геометрия, арифметика ,
астрономия, музыка ). Однако назначение этих наук было очень
специальное. Геометрия включала в себя элементарные знания о фигурах и
чертежах, необходимые для построения храмов, арифметика и астрономия
обучали способам исчисления дней церковных праздников. Все науки
развивались особым способом : выше всего ставились авторитеты
                                                     4

(«с и н крети чес ком ») ви де. Х ор ова я пес н я-пл яс ка под а кком па н ем ен т
м узы ка л ьн ог    о      и н с тр ум ен та     с опровож да етс я м и м и кой,               ж ес та м и ,
переходящ и м и в та н ец и л и дра м а ти чес кую и г             р у. С н а ча л а ор г а н и зующ ую
рол ь и г     р а ет р и тм и н а пев, с а м текс т и г           р а ет второс тепен н ую р ол ь.
С одерж а н и е текс ту и вс ем у дейс тву да ет об ряд, вос прои зводящ и й ка кой-
л и б о м ом ен т об щ ес твен н ой ж и зн и . Первоб ы тн ы й хоровой и об р ядовы й
с и н крети зм ти пи чен дл я па три а р ха л ьн о-р одовог           о с троя в пери од ра с цвета .
И з с и н кр ети чес ког      о дейс тва впос л едс тви и вы дел яютс я: с н а ча л а л и ри ко-
эпи чес ка я пес н я, с с одерж а н и ем за и м с твова н н ы м и з м и фа и л и л ег              ен ды ,
за тем – с об с твен н о л и ри чес ка я пес н я, хорова я и л и с ол ьн а я, и поздн ее вс ег            о
– дра м а н а родн о-об р ядовог             о и л и кул ьтовог      о ха р а ктера . Эта теор и я
ус та н а вл и ва ет н а р одн ы е корн и вс ей с редн евековой л и тера тур ы .
          ► Бол ьш ое зн а чен и е дл я ра зви ти я с редн евековой л и тера тур ы и м ел а
хри ст и ани зац и я евр опейс ки х н а родов. Х ри с ти а н с кое учен и е, с н а ча л а
при н ятое л и ш ь форм а л ьн о, пос тепен н о вс е г          л уб ж е пр он и ка ет в м ор а л ьн ое
с озн а н и е л юдей, во вс е с фер ы и х ж и зн и и б ы та . К 8-10 века м хри с ти а н с тво
прочн о входи т в с озн а н и е н а рода и явл яетс я еди н ы м , цен тра л и зова н н ы м
учен и ем . В ус л ови ях феода л ьн ой ра здроб л ен н ос ти , пос тоян н ы х
феода л ьн ы х ра с прях церковь за н и м а л а ос об ое м ес то. О н а об л а да л а
ог  ром н ой меж д уна род ной поли т и чес к ой и общ ес т венной с и лой . В то
вр ем я ка к в об щ ес тве ца ри л и б ес порядок и а н а рхи я, отс утс твова л а
цен тра л и зова н н а я вл а с ть, церковь и м ел а с трог               ую и ера рхи ю, еди н ое
твер дое учен и е, м ощ н ы е с редс тва пр опа г             а н ды . Ц ер ковь и м ел а ед и ный
меж д уна род ный «с вящ енный » язык – ла т ынь, язы к р ел и г                     и озн ы х текс тов,
б ог  ос л уж ен и я. Ц ерковь за щ и щ а л а , и деол ог       и чес ки поддер ж и ва л а вл а с ть
феода л ов. Д уховен с тво об л а да л о ог           ром н ой экон ом и чес кой с и л ой, в ег           о
р ука х за ча с тую с ос редоточи ва л ос ь до 1/3 вс ей зем ел ьн ой с об с твен н ос ти .
Ц ер ковь об л а да л а с воей юри с ди кци ей, ка н он и чес ки м пра вом . О н а
явл ял а с ь «г    ос уда р с твом в г   ос уда рс тве», н е при зн а ва л а н а д с об ой с ветс кой
вл а с ти и вы дви г      а л а претен зи и н а вы с ш ее упра вл ен и е г          ос уда рс твом . Т о
ес ть с трем и л а с ь к т еок ра т и и . И дею теокр а ти и об ос н ова л А вгус ти н
Бл а ж ен н ы й (4-5 вв.) в тр а кта те «О г         р а де Бож ьем ». По м н ен и ю А вгус ти н а ,
с ущ ес твуют два г          ос уда р с тва : гос уда рс тво «зем н ое» и «б ож и е». Второе
дол ж н о б ы ть н орм ой и об ра зцом дл я пер вог           о. С л едует переда ть вс ю вл а с ть
«духовн ы м па с ты р ям ».
          В с редн и е века цер ковь б ы л а еди н с твен н ы м оча гом обра зова ни я.
Т ол ько духовн ы е л и ца пол уча л и об ра зова н и е в ш кол а х при м он а с ты рях. В
эти х ш кол а х препода ва л и ди с ци пл и н ы , которы е церковь с чи та л а
н еоб ходи м ы м и дл я с вои х цел ей. С ущ ес твова л и два ци кл а : три ви й
(г р а м м а ти ка , р и тори ка , ди а л екти ка ) и ква др и ви й (г     еом етри я, а ри фм ети ка ,
а с трон ом и я, м узы ка ). О дн а ко н а зн а чен и е эти х н а ук б ы л о очен ь
с пеци а л ьн ое. Геом етр и я вкл юча л а в с еб я эл ем ен та р н ы е зн а н и я о фи г         ура х и
чертеж а х, н еоб ходи м ы е дл я пос троен и я хр а м ов, а ри фм ети ка и а с трон ом и я
об уча л и с пос об а м и с чи с л ен и я дн ей цер ковн ы х пра здн и ков. Вс е н а уки
ра зви ва л и с ь ос об ы м с пос об ом : вы ш е вс ег                о с та ви л и с ь а втори теты