ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
16
«Крестьянин-лекарь» Одному крестьянину было приказано
вылечить королевскую дочь, подавившуюся костью . Хотя он ничего не
понимал в медицине, ему удалось рассмешить ее своим кривляньем , и
кость выскочила у нее из горла . После этого случая к нему собрались
больные из всего города , требуя, чтобы он вылечил их тоже. Смекалистый
крестьянин велел самому недужному пожертвовать собой: его бросят в
печь, и все остальные будут исцелены его пеплом . Крестьянин каждому из
них по очереди предлагает признать себя неизлечимо больным , но все
один за другим объявляют себя абсолютно здоровыми.
В третьей группе фаблио появляется подлинная социальная сатира,
здесь разоблачаются определенные пороки , свойственные представителям
разных сословий городского общества . Главными объектами сатиры
являются такие пороки , как жадность, душевная черствость, чревоугодие
зажиточных горожан , лицемерие и порочность священников, грубость и
глупость рыцарей, проделки профессиональных мошенников.
«Завещание осла». Алчный священник, всю жизнь приумножавший
свои богатства , похоронил своего любимого осла , который верно служил
ему, на кладбище, на освященной земле. Об этом узнает благочестивый
епископ и хочет строго наказать священника . Но тот при помощи хитрости
избегает наказания. Он рассказывает епископу, что его осел был славный
исправный слуга и заработал за свою жизнь много денег, а перед смертью ,
чтобы не попасть в ад, благородный осел завещал епископу 20 ливров,
которые священник ему и вручает.
Фаблио «О сером в яблоках коне» переносит читателей в
феодальную среду и отличается более изысканным характером . Здесь в
неприглядном свете изображаются знатные феодалы . Это увлекательный
рассказ о вознагражденной любви и наказанном высокомерии, алчности ,
вероломстве.
«О сером в яблоках коне». Молодой, красивый, отважный, но
небогатый рыцарь Гильом влюбляется в единственную дочь своего
зажиточного соседа - феодала . Он каждый день ездит через густой лес на своем
сером в яблоках коне к замку, где живет взаперти его любимая, чтобы лишь
взглянуть на нее да переброситься парой слов. Ее высокомерный отец
отказывает всем женихам, считая их недостойными своей дочери. На
сватовство Гильома он тоже отвечает грубым презрительным отказом , говоря,
что еще не сошел с ума, чтобы выдать свою дочь за нищего . Любящая Гильома
девушка советует ему обратиться за помощью к его богатому бездетному
старому дяде , давнишнему знакомому ее отца. Тот мог бы уговорить отца
согласиться на этот брак и якобы отдать Гильому свое состояние, которое тот
ему впоследствии вернет назад. Это было бы лишь уловкой, чтобы убедить
упрямого надменного отца. Дядя обещает устроить счастье племянника и едет
свататься к своему старому знакомому, отцу девушки . Радостный Гильом
отправляется на турнир, где одерживает победу . Но вероломный старик сватает
юную девушку не за племянника , а за себя . Отец с радостью соглашается,
влюбленные в отчаянии. По стечению обстоятельств Гильому приходится
одолжить для пышной свадебной церемонии своего серого в яблоках коня,
16 «К ре ст ья нин-ле ка рь» Одн ом у крес тьян и н у бы ло при ка за н о вы леч и ть королевс кую доч ь, пода ви вшую с я кос тью . Х отя он н и ч его н е пон и м а л в м еди ц и н е, ем у уда лос ь р а с с м еши ть ее с вои м кри влян ьем , и кос ть вы с коч и ла у н ее и з горла . П ос ле этого с луч а я к н ем у с обра ли с ь больн ы е и з вс его гор ода , требуя, ч тобы он вы леч и л и х тоже. С м ека ли с ты й кр ес тьян и н велел с а м ом у н едужн ом у пожер твова ть с обой: его брос ят в печ ь, и вс е ос та льн ы е будут и с ц елен ы его пеплом . К р ес тьян и н ка ждом у и з н и х по оч ер еди предла га ет при зн а ть с ебя н еи злеч и м о больн ы м , н о вс е оди н за др уги м объявляю т с ебя а бс олю тн о здоровы м и . В третьей гр уппе фа бли о появляетс я подли н н а я с оц и а льн а я с а ти р а , здес ь р а зобла ч а ю тс я опр еделен н ы е пороки , с войс твен н ы е предс та ви телям ра зн ы х с ос лови й городс кого общес тва . Гла вн ы м и объекта м и с а ти ры являю тс я та ки е пороки , ка к жа дн ос ть, душевн а я ч ер с твос ть, ч р евоугоди е за жи точ н ы х горожа н , ли ц ем ери е и пороч н ос ть с вящен н и ков, гр убос ть и глупос ть ры ц а рей, проделки профес с и он а льн ы хм ошен н и ков. «Зав е щ а ние осла » . А лч н ы й с вящен н и к, вс ю жи зн ь пр и ум н ожа вши й с вои бога тс тва , похорон и л с воего лю би м ого ос ла , котор ы й вер н о с лужи л ем у, н а кла дби ще, н а ос вящен н ой зем ле. Об этом узн а ет бла гоч ес ти вы й епи с коп и хоч ет с трого н а ка за ть с вящен н и ка . Н о тот пр и пом ощи хи трос ти и збега ет н а ка за н и я. Он р а с с ка зы ва ет епи с копу, ч то его ос ел бы л с ла вн ы й и с пра вн ы й с луга и за р а бота л за с вою жи зн ь м н ого ден ег, а передс м ер тью , ч тобы н е попа с ть в а д, бла городн ы й ос ел за веща л епи с копу 20 ли вров, которы е с вящен н и к ем у и вр уч а ет. Ф а бли о « О с ером в яблока х кон е» пер ен ос и т ч и та телей в феода льн ую с р еду и отли ч а етс я более и зы с ка н н ы м ха ра ктером . Здес ь в н епри глядн ом с вете и зобра жа ю тс я зн а тн ы е феода лы . Э то увлека тельн ы й ра с с ка з о возн а гра жден н ой лю бви и н а ка за н н ом вы с оком ери и , а лч н ос ти , вер олом с тве. «О се ром в я блока х коне » . М олодой, кра с и вы й, отва жн ы й, н о н ебога ты й ры ц а рь Ги льом влю бляетс я в еди н с твен н ую доч ь с воего за жи точ н ого с ос еда -феода ла . Он ка жды й ден ь езди т ч ерез гус той лес н а с воем с ером в яблока х кон е к за м ку, где жи вет вза перти его лю би м а я, ч тобы ли шь взглян уть н а н ее да переброс и тьс я па рой с лов. Ее вы с оком ерн ы й отец отка зы ва ет вс ем жен и ха м , с ч и та я и х н едос тойн ы м и с воей доч ери . Н а с ва товс тво Ги льом а он тоже отвеч а ет грубы м презри тельн ы м отка зом , говоря, ч то еще н е с ошел с ум а , ч тобы вы да ть с вою доч ь за н и щего. Лю бяща я Ги льом а девушка с оветует ем у обра ти тьс я за пом ощью к его бога том у бездетн ом у с та ром у дяде, да вн и шн ем у зн а ком ом у ее отц а . Тот м ог бы уговори ть отц а с огла с и тьс я н а этот бра к и якобы отда ть Ги льом у с вое с ос тоян и е, которое тот ем у впос ледс тви и верн ет н а за д. Э то бы ло бы ли шь уловкой, ч тобы убеди ть упрям ого н а дм ен н ого отц а . Дядя обеща ет ус трои ть с ч а с тье плем ян н и ка и едет с ва та тьс я к с воем у с та ром у зн а ком ом у, отц у девушки . Р а дос тн ы й Ги льом отпра вляетс я н а турн и р, где одержи ва ет победу. Н о веролом н ы й с та ри к с ва та ет ю н ую девушку н е за плем ян н и ка , а за с ебя. Отец с ра дос тью с огла ша етс я, влю блен н ы е в отч а ян и и . П о с теч ен и ю обс тоятельс тв Ги льом у при ходи тс я одолжи ть для пы шн ой с ва дебн ой ц ерем он и и с воего с ерого в яблока х кон я,