История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения - 20 стр.

UptoLike

Рубрика: 

20
юную девушку не за племянника , а за себя. Отец с радостью соглашается,
влюбленные в отчаянии. По стечению обстоятельств Гильому приходится
одолжить для пышной свадебной церемонии своего серого в яблоках коня,
который, сбившись с пути , скачет по привычной тропинке через лес и привозит
в замок хозяина его любимую . Молодые люди венчаются, и отцу девушки
приходится унять свое высокомерие и примириться.
Фаблио оказали значительное влияние на последующую
французскую и другие европейские литературы. Они дали материал для
некоторых новелл Боккаччо, для романа Рабле «Гаргантюа и
Пантагрюэль», для комедий-фарсов Мольера.
В центре внимания фаблио стоят горожане и те их типические черты ,
которые были порождены нарождающейся буржуазной практикой. Однако
в оценке этих черт наблюдается двойственность. С одной стороны, в ряде
случаев изворотливость и ловкость изображаются как положительные
качества , вызывающие в авторе восхищение, с другой стороны эти же
самые свойства резко обличаются, когда они служат целям стяжательства
и наживы . Здесь присутствует критика с позиций широких слоев
городского населения.
Латинская поэзия вагантов
Представление о литературе средних веков было бы неполным , если не
упомянуть о латинской поэзии вагантов. Ее создатели деклассированные
бродячие священнослужители, отошедшие от церкви , бедные школяры-
латинисты , которые ходили из университета в университет и часто жили
подачками за исполнение куплетов. Они пользовались международным языком
латынью . В их среде царили оппозиционные настроения, бунтарский дух
городской бедноты . С 12 в. они называют себя вагантами, что означает
«бродячие люди» от лат. слова vagantes. Другое название голиарды (от слова
gula «глотка») означает крикуны или же любители поесть и выпить.
Творчество голиардов близко к народной поэзии. Они сочиняют озорные песни,
пародирующие богослужение, прославляющие чувственную любовь, радости
жизни. Их поэзия часто носит сатирический характер . Они обличают
порочность и корыстолюбие служителей церкви , воспевают беспечное веселье,
культ Бахуса и Венеры. В поэзии вагантов часто звучат демократические,
уравнительные идеи :
Орден вагантов
Будет ныне учрежден
Наш союз вагантов
Для людей любых племен ,
Званий и талантов.
Все желанны, все равны,
К нам вступая в братство,
Невзирая на чины,
Титулы, богатство.
Кто для ближнего готов
Снять с себя рубаху,
Восприми наш братский зов,
                                                     20

юн ую девуш ку н е за пл ем ян н и ка , а за с еб я. О тец с ра дос тью с ог                     л а ш а етс я,
вл юб л ен н ы е в отча ян и и . По с течен и ю об с тоятел ьс тв Ги л ьом у при ходи тс я
одол ж и ть дл я пы ш н ой с ва деб н ой церем он и и с воег              о с ерог   о в яб л ока х кон я,
которы й, с б и вш и с ь с пути , с ка чет по при вы чн ой тропи н ке через л ес и при вози т
в за м ок хозяи н а ег        о л юб и м ую. М ол оды е л юди вен ча ютс я, и отцу девуш ки
при ходи тс я ун ять с вое вы с оком ери е и при м и ри тьс я.
          Ф а б л и о ока за л и          зн а чи тел ьн ое вл и ян и е н а                пос л едующ ую
фра н цузс кую и др уг            и е европейс ки е л и тер а тур ы . О н и да л и м а тери а л дл я
н екоторы х н овел л Бокка ччо, дл я р ом а н а Р а б л е «Га рг                                а н тюа и
Па н та г   р юэл ь», дл я ком еди й-фа рс ов М ол ьер а .
          В цен тр е вн и м а н и я фа б л и о с тоят г      ор ож а н е и те и х ти пи чес ки е черты ,
которы е б ы л и порож ден ы н а рож да ющ ейс я б ур ж уа зн ой пр а кти кой. О дн а ко
в оцен ке эти х черт н а б л юда етс я двойс твен н ос ть. С одн ой с тор он ы , в р яде
с л уча ев и зворотл и вос ть и л овкос ть и зоб ра ж а ютс я ка к пол ож и тел ьн ы е
ка чес тва , вы зы ва ющ и е в а втор е вос хи щ ен и е, с др уг                 ой с торон ы эти ж е
с а м ы е с войс тва резко об л и ча ютс я, ког           да он и с л уж а т цел ям с тяж а тел ьс тва
и н а ж и вы . З дес ь при с утс твует кри ти ка с пози ци й ш и роки х с л оев
г ородс ког     о н а с ел ен и я.
                                        Л а тинска я п о эзия ва га нто в
          Предс та вл ен и е о л и тера туре с редн и х веков б ы л о б ы н епол н ы м , ес л и н е
упом ян уть о л а ти н с кой поэзи и ва г          а н тов. Ее с озда тел и – декл а с с и рова н н ы е
б родячи е с вящ ен н ос л уж и тел и , отош едш и е от церкви , б едн ы е ш кол яры -
л а ти н и с ты , которы е ходи л и и з ун и верс и тета в ун и верс и тет и ча с то ж и л и
пода чка м и за и с пол н ен и е купл етов. О н и пол ьзова л и с ь м еж дун а родн ы м язы ком
– л а ты н ью. В и х с реде ца ри л и оппози ци он н ы е н а с троен и я, б ун та рс ки й дух
г ородс кой б едн оты . С 12 в. он и н а зы ва ют с еб я ва г                  а н та м и , что озн а ча ет
«б родячи е л юди » от л а т. с л ова vagantes. Д руг             ое н а зва н и е г ол и а рды (от с л ова
gula – «г       л отка ») озн а ча ет кри кун ы и л и ж е л юб и тел и поес ть и вы пи ть.
Т ворчес тво г     ол и а рдов б л и зко к н а родн ой поэзи и . О н и с очи н яют озорн ы е пес н и ,
па роди рующ и е б ог        ос л уж ен и е, прос л а вл яющ и е чувс твен н ую л юб овь, ра дос ти
ж и зн и . Их поэзи я ча с то н ос и т с а ти ри чес ки й ха ра ктер. О н и об л и ча ют
порочн ос ть и коры с тол юб и е с л уж и тел ей церкви , вос пева ют б ес печн ое вес ел ье,
кул ьт Ба хус а и Вен еры . В поэзи и ва г               а н тов ча с то звуча т дем окра ти чес ки е,
ура вн и тел ьн ы е и деи :
          Орден в агант ов
          Будет н ы н е учреж ден
          Н а ш с оюз ва г     а н тов
          Д л я л юдей л юб ы х пл ем ен ,
          З ва н и й и та л а н тов.
          Вс е ж ел а н н ы , вс е ра вн ы ,
          К н а м вс тупа я в б ра тс тво,
          Н евзи ра я н а чи н ы ,
          Т и тул ы , б ог  а тс тво.
          Кто дл я б л и ж н ег      оготов
          С н ять с с еб я р уб а ху,
          Вос пр и м и н а ш б р а тс ки й зов,