История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения - 25 стр.

UptoLike

Рубрика: 

25
человека», обладающего основными познаниями во всех областях
культуры.
Огромный идейный поворот, произведенный эпохой Возрождения во
всех областях культуры, получил блестящее выражение и в литературе. В
это время в литературе, как никогда раньше, дает о себе знать личностное
начало, что связано с высоким представлением писателей о своей миссии.
Именно в эпоху Возрождения стал возможен столь безграничный, по
истине всеевропейский авторитет отдельной личности , каким пользовался,
например , Эразм Роттердамский.
С новым по сравнению со Средними веками пониманием истории и
человека в эпоху Возрождения связано и появление новых тем , новых и
обновленных жанров (например , сонет - в поэзии, новелла, эссе, мемуары
в прозе), обогащение средств поэтической выразительности , создание
новой поэтики . Эта поэтика характеризуется обращением к реализму.
Вольный и широкий подход к истории и человеку способствовал впервые
после греческой античности систематическому возобновлению и развитию
реалистического начала в литературе.
Главным исходным моментом ренессансного реализма является
рассмотрение человека в пространственной и временной связи с
изменяющимся миром . Писатели эпохи Возрождения переключают
религиозные сюжеты в земной план , овладевают искусством портрета и
психологической характеристики героя. В литературе этого периода
изображается новый человек, освобождающийся от сословно-религиозных
пут , и в разгуле его эгоистических страстей , и в его способности достичь
гармонии с природой и обществом или отдать жизнь за достижение этой
гармонии. (Например , героям , подобным Яго , Ричарду II и Ричарду III,
противопоставлялся «человек во всем» (слова Гамлета ) во всей полноте
умственного , волевого , эмоционального и физического развития.)
Важной чертой реализма Возрождения было смелое,
одухотворенное, социально насыщенное, но социально не стесненное и
красочное воплощение полнокровных положительных образов («Что за
мастерское создание человек!» - восклицает Гамлет), обрисовка
гуманистических характеров, реабилитация чувственного начала наряду с
возвышением светлой, свободной и нередко героической человеческой
духовности , пластическое воссоздание гармонии духовно и чувственно
прекрасного , изображения гармонического человека и даже
гармонического общества как чего - то вполне достижимого . Даже при
трагическим исходе своей личной судьбы эти положительные герои
сохраняют уверенность в конечной победе своих идеалов. Такой
оптимизм , порожденный верой писателей в силу человека и силу народа ,
является одной из характерных черт ренессансного реализма. Образы
таких героев зачастую получают титанические масштабы (например , у
Шекспира). Подобный титанизм характеров является одной из важнейших
особенностей ренессансного реализма.
                                                   25

чел овека », об л а да ющ ег          о ос н овн ы м и позн а н и ям и во вс ех об л а с тях
кул ьтуры .
          Ог  р ом н ы й и дейн ы й поворот, пр ои зведен н ы й эпохой Возр ож ден и я во
вс ех об л а с тях кул ьтур ы , пол учи л б л ес тящ ее вы ра ж ен и е и в л и тера туре. В
это вр ем я в л и тера туре, ка к н и ког          да р а н ьш е, да ет о с еб е зн а ть л и чн ос тн ое
н а ча л о, что с вяза н о с вы с оки м пр едс та вл ен и ем пи с а тел ей о с воей м и с с и и .
И м ен н о в эпоху Возр ож ден и я с та л возм ож ен с тол ь б езг                    ра н и чн ы й, по
и с ти н е вс еевропейс ки й а втор и тет отдел ьн ой л и чн ос ти , ка ки м пол ьзова л с я,
н а при м ер, Эра зм Р оттерда м с ки й.
          С н овы м по с ра вн ен и ю с о С р едн и м и века м и пон и м а н и ем и с тори и и
чел овека в эпоху Возрож ден и я с вяза н о и появл ен и е н овы х тем , н овы х и
об н овл ен н ы х ж а н ров (н а при м ер, с он ет - в поэзи и , н овел л а , эс с е, м ем уа ры –
в прозе), об ог         а щ ен и е с редс тв поэти чес кой вы ра зи тел ьн ос ти , с озда н и е
н овой поэти ки . Эта поэти ка ха р а ктер и зуетс я об ра щ ен и ем к реа л и зм у.
Вол ьн ы й и ш и роки й подход к и с тори и и чел овеку с пос об с твова л впер вы е
пос л е г   р ечес кой а н ти чн ос ти с и с тем а ти чес ком увозоб н овл ен и ю и р а зви ти ю
р еа л и с ти чес ког   о н а ча л а в л и тера туре.
          Гл а вн ы м и с ходн ы м м ом ен том ренессансно го реализм а явл яетс я
р а с с м отр ен и е чел овека в прос тра н с твен н ой и врем ен н ой с вязи с
и зм ен яющ и м с я м и р ом . Пи с а тел и эпохи Возрож ден и я пер екл юча ют
р ел и г  и озн ы е с юж еты в зем н ой пл а н , овл а дева ют и с кус с твом портр ета и
пс и хол ог    и чес кой ха р а ктер и с ти ки г        ероя. В л и тера туре этог         о пер и ода
и зоб ра ж а етс я н овы й чел овек, ос воб ож да ющ и йс я от с ос л овн о-рел и г             и озн ы х
пут, и в р а зг     ул е ег  о эг  ои с ти чес ки х с тр а с тей, и в ег   о с пос об н ос ти дос ти чь
г а р м он и и с пр и р одой и об щ ес твом и л и отда ть ж и зн ь за дос ти ж ен и е этой
г а р м он и и . (Н а пр и м ер , г  ероям , подоб н ы м Я г       о, Р и ча р ду II и Р и ча рду III,
проти вопос та вл ял с я «чел овек во вс ем » (с л ова Га м л ета ) – во вс ей пол н оте
ум с твен н ог    о, вол евог   о, эм оци он а л ьн ог    о и фи зи чес ког  о ра зви ти я.)
          Ва ж н ой         чер той        реа л и зм а      Возр ож ден и я       было         с м ел ое,
одухотворен н ое, с оци а л ьн о н а с ы щ ен н ое, н о с оци а л ьн о н е с тес н ен н ое и
кра с очн ое вопл ощ ен и е пол н окр овн ы х пол ож и тел ьн ы х об ра зов («Ч то за
м а с тер с кое с озда н и е – чел овек!» - вос кл и ца ет Га м л ет), об р и с овка
г ум а н и с ти чес ки х ха ра ктер ов, реа б и л и та ци я чувс твен н ог       о н а ча л а н а ряду с
возвы ш ен и ем с ветл ой, с воб одн ой и н ер едко г                  ер ои чес кой чел овечес кой
духовн ос ти , пл а с ти чес кое вос с озда н и е г           а рм он и и духовн о и чувс твен н о
прекр а с н ог    о,      и зоб р а ж ен и я      га рм он и чес ког  о     чел овека        и      да ж е
г а р м он и чес ког   о об щ ес тва ка к чег        о-то впол н е дос ти ж и м ог      о. Д а ж е при
тр а г  и чес ки м и с ходе с воей л и чн ой с удьб ы эти пол ож и тел ьн ы е г                     ер ои
с охр а н яют увер ен н ос ть в кон ечн ой поб еде с вои х и деа л ов. Т а кой
опти м и зм , пор ож ден н ы й верой пи с а тел ей в с и л у чел овека и с и л у н а р ода ,
явл яетс я одн ой и з ха ра ктер н ы х черт р ен ес с а н с н ог             о реа л и зм а . О б ра зы
та ки х г    ероев за ча с тую пол уча ют ти та н и чес ки е м а с ш та б ы (н а при м ер, у
Ш екс пи р а ). Подоб н ы й ти та н и зм ха р а ктер ов явл яетс я одн ой и з ва ж н ейш и х
ос об ен н ос тей р ен ес с а н с н ог   о реа л и зм а .