История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения - 23 стр.

UptoLike

Рубрика: 

23
В эпоху Возрождения происходит как бы новое «открытие мира и
человека». Изменяется мировоззрение людей. Человек начинает по-новому
ощущать себя и окружающий мир, часто совсем по-другому отвечать на те
вопросы, которые его всегда волновали, или ставить перед собой иные
сложные вопросы. Человек эпохи Возрождения чувствует себя живущим в
особом времени, близком к понятию «золотого века» благодаря своим
«золотым дарованиям», как пишет один из итальянских гуманистов 15
века .
Человек видит себя центром мироздания, устремленного не вверх, к
потустороннему, божественному (как в средние века ), а широко открытого
разнообразию земного существования. Люди новой эпохи с жадным
любопытством вглядываются в окружающую их реальность не как в
бледные тени и знаки небесного мира, а как в полнокровное и красочное
проявление бытия, имеющего собственную ценность и достоинство.
Средневековому аскетизму не находится места в новой духовной
атмосфере, характеризующейся свободой и мощью человека как земного ,
природного существа . Человек освобождается от религиозных и
феодальных оков, он ощущает себя теперь абсолютно свободным .
Революционные преобразования, происходившие в то время, создавали
иллюзию безграничных возможностей человека . Людям казалось, что они
могут абсолютно все, они стремились к великим делам. Ф .Энгельс дал
глубокую и яркую характеристику эпохи Возрождения и ее деятелей:
«эпоха , которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по
силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».
Эта эпоха породила многих великих людей. Они совершали далекие
опасные путешествия, участвовали в военных сражениях, были
многосторонне образованными, талантливыми, создавали прекрасные
произведения искусства . Величайшие деятели Возрождения, например :
Леонардо да Винчи , Рафаэль, Микеланджело, Данте, Шекспир, Сервантес
и другие. Это были всесторонне развитые личности . Например , Леонардо
да Винчи великий художник, инженер , архитектор, скульптор, ученый.
Из оптимистической убежденности в могуществе человека , его
способности к совершенствованию возникает желание и даже
необходимость соотносить поведение отдельного индивида , свое
собственное поведение со своеобразным образцом «идеальной личности»,
рождается жажда самосовершенствования. Так формируется в
западноевропейской культуре Возрождения очень важное центральное
движение, которое получило название «гуманизма».
Деятели Возрождения стремились создать новую культуру. Для
культуры Ренессанса характерны определенные особенности . Это, во -
первых, интерес к античности. Античное наследие не просто изучается в
это время, а «восстанавливается» и поэтому деятель эпохи Возрождения
придают большое значение открытию, собиранию, сбережению и
публикации древних рукописей. Любителям древних литературных
памятников эпохи Ренессанса мы обязаны тем , что имеем возможность
                                                 23

         В эпоху Возрож ден и я прои с ходи т ка к б ы н овое «о т к ры т ие м ира и
ч ело в ек а». И зм ен яетс я м и р овоззрен и е л юдей. Ч ел овек н а чи н а ет по-н овом у
ощ ущ а ть с еб я и окруж а ющ и й м и р, ча с то с овс ем по-др уг            ом уотвеча ть н а те
вопрос ы , котор ы е ег         о вс ег  да вол н ова л и , и л и с та ви ть пер ед с об ой и н ы е
с л ож н ы е вопрос ы . Ч ел овек эпохи Возр ож ден и я чувс твует с еб я ж и вущ и м в
ос об ом врем ен и , б л и зком к пон яти ю «зол отог                 о века » б л а года р я с вои м
«зол оты м да р ова н и ям », ка к пи ш ет оди н и з и та л ьян с ки х г             ум а н и с тов 15
века .
         Ч ел овек ви ди т с еб я цен тром м и розда н и я, ус тр ем л ен н ог        о н е вверх, к
потус торон н ем у, б ож ес твен н ом у(ка к в с редн и е века ), а ш и роко откры тог               о
р а зн ооб р а зи ю зем н ог     о с ущ ес твова н и я. Люди н овой эпохи с ж а дн ы м
л юб опы тс твом вг         л яды ва ютс я в окруж а ющ ую и х реа л ьн ос ть н е ка к в
б л едн ы е тен и и зн а ки н еб ес н ог      о м и р а , а ка к в пол н окровн ое и кра с очн ое
проявл ен и е б ы ти я, и м еющ ег           о с об с твен н ую цен н ос ть и дос тои н с тво.
С редн евековом у а с кети зм у н е н а ходи тс я м ес та в н овой духовн ой
а тм ос фер е, ха ра ктер и зующ ейс я с воб одой и м ощ ью чел овека ка к зем н ог                 о,
при р одн ог    о с ущ ес тва . Ч ел овек ос воб ож да етс я от рел и г                  и озн ы х и
феода л ьн ы х оков, он ощ ущ а ет с еб я тепер ь а б с ол ютн о с воб одн ы м .
Р евол юци он н ы е преоб ра зова н и я, прои с ходи вш и е в то вр ем я, с озда ва л и
и л л юзи ю б езг     ра н и чн ы х возм ож н ос тей чел овека . Людям ка за л ос ь, что он и
м ог  ут а б с ол ютн о вс е, он и с трем и л и с ь к вел и ки м дел а м . Ф .Эн г          ел ьс да л
г л уб окую и яр кую ха р а ктер и с ти ку эпохи Возрож ден и я и ее деятел ей:
«… эпоха , котор а я н уж да л а с ь в ти та н а х и котора я пор оди л а ти та н ов по
с и л е м ы с л и , с тра с ти и ха ра ктеру, по м н ог     ос тор он н ос ти и учен ос ти ».
         Эта эпоха пор оди л а м н ог        и х вел и ки х л юдей. О н и с оверш а л и да л еки е
опа с н ы е путеш ес тви я, уча с твова л и в воен н ы х с ра ж ен и ях, б ы л и
м н ог  ос тор он н е об ра зова н н ы м и , та л а н тл и вы м и , с озда ва л и прекра с н ы е
прои зведен и я и с кус с тва . Вел и ча йш и е деятел и Возрож ден и я, н а при м ер :
Леон а рдо да Ви н чи , Р а фа эл ь, М и кел а н дж ел о, Д а н те, Ш екс пи р, С ерва н тес
и друг    и е. Это б ы л и вс ес торон н е ра зви ты е л и чн ос ти . Н а пр и м ер , Леон а р до
да Ви н чи – вел и ки й худож н и к, и н ж ен ер , а р хи тектор , с кул ьптор, учен ы й.
И з опти м и с ти чес кой уб еж ден н ос ти в м ог                     ущ ес тве чел овека , ег      о
с пос об н ос ти к с оверш ен с твова н и ю возн и ка ет ж ел а н и е и да ж е
н еоб ходи м ос ть с оотн ос и ть поведен и е отдел ьн ог                    о и н ди ви да , с вое
с об с твен н ое поведен и е с о с воеоб ра зн ы м об ра зцом «и деа л ьн ой л и чн ос ти »,
р ож да етс я ж а ж да            с а м ос овер ш ен с твова н и я. Т а к фор м и руетс я в
за па дн оевр опейс кой кул ьтуре Возрож ден и я очен ь ва ж н ое цен тр а л ьн ое
дви ж ен и е, которое пол учи л о н а зва н и е «г         ум а н и зм а ».
         Д еятел и Возрож ден и я с трем и л и с ь с озда ть но в ую к ульт уру. Д л я
кул ьтуры Р ен ес с а н с а ха ра ктер н ы определ ен н ы е ос об ен н ос ти . Это, в о -
перв ы х, инт ерес к ант ич но ст и. А н ти чн ое н а с л еди е н е прос то и зуча етс я в
это вр ем я, а «вос с та н а вл и ва етс я» – и поэтом у деятел ь эпохи Возрож ден и я
при да ют б ол ьш ое зн а чен и е откры ти ю, с об и ра н и ю, с б ер еж ен и ю и
пуб л и ка ци и древн и х р укопи с ей. Люб и тел ям древн и х л и тер а тур н ы х
па м ятн и ков эпохи Р ен ес с а н с а м ы об яза н ы тем , что и м еем возм ож н ос ть