ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
36
мозг. Так и читатель должен попытаться понять глубокий смысл,
заключенный в веселых историях, добраться до самого «мозга» романа.
Рабле использовал сюжет старой народной книги о великанах. В его
романе рассказывается о семье королей великанов: это король-великан
Грангузье , его жена Гаргамелла и их сын Гаргантюа . Великаны жили очень
хорошо и счастливо, они радовались жизни: много ели, много пили,
предавались любви . Рабле изображает их простую естественную жизнь и
прославляет естественные земные радости , доступные всем людям . Он
протестует против церковного учения об аскетизме, провозглашает идеи
гуманизма.
В своем фантастическом романе Рабле многосторонне сатирически
изображает и критикует феодальное общество. Например , он рассказывает
историю воспитания принца Гаргантюа . У него были разные учителя,
которые учили его чтению, письму, математике. Первый учитель, схоласт,
обучал Гаргантюа старыми схоластическими методами: он заставлял его
заучивать наизусть бессмысленные тексты . И Гаргантюа ничему у него не
научился, а наоборот, стал заметно тупеть. Гаргантюа учился «тринадцать
лет, шесть месяцев и две недели, - иронически пишет Рабле, - и король
Грангузье , его отец, стал замечать, что его сын с каждым днем становится
все тупее и глупее», а за пять лет и три месяца Гаргантюа выучил азбуку в
обратном порядке. Второй учитель, гуманист, старался развивать
самостоятельное мышление у принца , и это дало хорошие результаты .
Гаргантюа в дальнейшем поехал обучаться в Париж, где посещал
библиотеку, изучал различные науки и развлекался. Рабле
противопоставляет старый схоластический и новый гуманистический
методы в педагогике. Он считает, что человек должен получать
всестороннее развивающее образование, а не учить наизусть церковные
книги . Рабле утверждает новый гуманистический метод воспитания и
образования. Гуманисты считали, что человек должен развиваться
гармонично.
Рабле критикует церковь и религию в своем романе. Он сравнивает
монахов с обезьянами, которые не приносят никакой пользы , а только
«всюду гадят и все портят». По его мнению, в монастырь идут только
больные, некрасивые, неполноценные, ни на что не годные люди . В
наиболее обобщенном виде отвратительные черты католической церкви
автор воплотил в образе Постника . На острове Жалком живет и царствует
странное и страшное существо – некий Постник. У Постника все наоборот:
он купается на колокольнях, а сушится в прудах, в воздухе сетью
вылавливает морских раков, а в морской пучине – горных козлов. Постник
воюет против загадочных существ – колбас. В образе Постника Рабле
показал католическую церковь в ее самом неприглядном виде . В ней все
противно человеку, все противоречит здравому смыслу. «Разнесем этого
мерзавца !» - восклицает один из героев романа, это голос и самого автора.
Он выступает за терпимость в религиозных вопросах. Пантагрюэль перед
36 м озг . Т а к и чи та тел ь дол ж ен попы та тьс я пон ять г л уб оки й с м ы с л , за кл ючен н ы й в вес ел ы х и с тори ях, доб р а тьс я до с а м ог о «м озг а »ром а н а . Р а б л е и с пол ьзова л с юж ет с та рой н а р одн ой кн и г и о вел и ка н а х. В ег о р ом а н е р а с с ка зы ва етс я о с ем ье кор ол ей вел и ка н ов: это корол ь-вел и ка н Гр а н г узье, ег о ж ен а Га р га м ел л а и и х с ы н Га р г а н тюа . Вел и ка н ы ж и л и очен ь хор ош о и с ча с тл и во, он и ра дова л и с ь ж и зн и : м н ог о ел и , м н ог о пи л и , преда ва л и с ь л юб ви . Р а б л е и зоб р а ж а ет и х пр ос тую ес тес твен н ую ж и зн ь и прос л а вл яет ес тес твен н ы е зем н ы е р а дос ти , дос тупн ы е вс ем л юдям . О н протес тует проти в церковн ог о учен и я об а с кети зм е, провозг л а ш а ет и деи г ум а н и зм а . В с воем фа н та с ти чес ком р ом а н е Р а б л е м н ог ос тор он н е с а ти ри чес ки и зоб ра ж а ет и кри ти кует феода л ьн ое об щ ес тво. Н а пр и м ер, он ра с с ка зы ва ет и с тори ю вос пи та н и я при н ца Га р г а н тюа . У н ег о б ы л и р а зн ы е учи тел я, которы е учи л и ег о чтен и ю, пи с ьм у, м а тем а ти ке. Пер вы й учи тел ь, с хол а с т, об уча л Га рг а н тюа с та ры м и с хол а с ти чес ки м и м етода м и : он за с та вл ял ег о за учи ва ть н а и зус ть б ес с м ы с л ен н ы е текс ты . И Га р г а н тюа н и чем у у н ег оне н а учи л с я, а н а об ор от, с та л за м етн о тупеть. Га р г а н тюа учи л с я «три н а дца ть л ет, ш ес ть м ес яцев и две н едел и , - и р он и чес ки пи ш ет Р а б л е, - и кор ол ь Гр а н г узье, ег о отец, с та л за м еча ть, что ег о с ы н с ка ж ды м дн ем с та н ови тс я вс е тупее и г л упее», а за пять л ет и три м ес яца Га р г а н тюа вы учи л а зб уку в об р а тн ом порядке. Второй учи тел ь, г ум а н и с т, с та ра л с я ра зви ва ть с а м ос тоятел ьн ое м ы ш л ен и е у пр и н ца , и это да л о хорош и е резул ьта ты . Га р г а н тюа в да л ьн ейш ем поеха л об уча тьс я в Па ри ж , г де пос ещ а л б и б л и отеку, и зуча л ра зл и чн ы е н а уки и ра звл ека л с я. Р а б л е проти вопос та вл яет с та р ы й с хол а с ти чес ки й и н овы й г ум а н и с ти чес ки й м етоды в педа г ог и ке. О н с чи та ет, что чел овек дол ж ен пол уча ть вс ес торон н ее ра зви ва ющ ее об ра зова н и е, а н е учи ть н а и зус ть церковн ы е кн и г и . Р а б л е утверж да ет н овы й г ум а н и с ти чес ки й м етод вос пи та н и я и об р а зова н и я. Гум а н и с ты с чи та л и , что чел овек дол ж ен р а зви ва тьс я г а р м он и чн о. Р а б л е кр и ти кует церковь и рел и г и ю в с воем ром а н е. О н с ра вн и ва ет м он а хов с об езьян а м и , которы е н е при н ос ят н и ка кой пол ьзы , а тол ько «вс юду г а дят и вс е пор тят». По ег о м н ен и ю, в м он а с ты рь и дут тол ько б ол ьн ы е, н екра с и вы е, н епол н оцен н ы е, н и н а что н е г одн ы е л юди . В н а и б ол ее об об щ ен н ом ви де отвра ти тел ьн ы е черты ка тол и чес кой церкви а втор вопл оти л в об ра зе Пос тн и ка . Н а ос тр ове Ж а л ком ж и вет и ца рс твует с тр а н н ое и с тра ш н ое с ущ ес тво – н еки й Пос тн и к. У Пос тн и ка вс е н а об орот: он купа етс я н а кол окол ьн ях, а с уш и тс я в пруда х, в воздухе с етью вы л а вл и ва ет м ор с ки х р а ков, а в м орс кой пучи н е – г ор н ы х козл ов. Пос тн и к воюет проти в за г а дочн ы х с ущ ес тв – кол б а с . В об р а зе Пос тн и ка Р а б л е пока за л ка тол и чес кую церковь в ее с а м ом н епри г л ядн ом ви де. В н ей вс е проти вн о чел овеку, вс е пр оти вор ечи т здр а вом у с м ы с л у. «Р а зн ес ем этог о м ерза вца !» - вос кл и ца ет оди н и з г ер оев ром а н а , это г ол ос и с а м ог о а втора . О н вы с тупа ет за терпи м ос ть в р ел и г и озн ы х вопр ос а х. Па н та г р юэл ь перед
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- …
- следующая ›
- последняя »