ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
4
2) культурное воздействие античного мира;
3) христианская религия.
►Варварские народы , получившие после «великого переселения
народов» господство в Западной Европе, имели к этому времени свою
довольно развитую поэзию, которая послужила основой позднейшей
европейской литературы. Мы можем составить себе приблизительное
представление об этой поэзии по рассказам античных и средневековых
историков, на основании анализа древнейших литературных памятников,
содержащих следы этой первичной поэзии, и путем изучения поэтического
творчества других народов, находящихся на соответствующей ступени
развития.
Древнейшей формой поэзии являются трудовые песни, связанные с
работой и возникающие из звуков, сопровождающих и регулирующих
своим ритмом процесс труда . Из них развиваются обрядовые песни,
которые воспроизводят в мимике и жестах труд и другие моменты жизни
общества , в связи с верой первобытных людей в то, что символическое
воспроизведение желаемого (успех на охоте, победа над врагом и т.д.)
магическим образом способствует его достижению. Важное место
занимают календарные песенно-игровые действа , отмечающие поворотные
моменты в жизни природы , например , наступление весны.
Русский ученый акад. А .Н .Веселовский на основе широкого
сравнительного изучения исторического , фольклорного и
этнографического материала выдвинул теорию «первобытного хорового
синкретизма». Согласно этой теории, в начале всякого поэтического
развития элементы лирики , эпоса, драмы существуют в слитном
(«синкретическом») виде . Хоровая песня-пляска под аккомпанемент
музыкального инструмента сопровождается мимикой, жестами,
переходящими в танец или драматическую игру. Сначала организующую
роль играет ритм и напев, сам текст играет второстепенную роль.
Содержание тексту и всему действу дает обряд, воспроизводящий какой-
либо момент общественной жизни. Первобытный хоровой и обрядовый
синкретизм типичен для патриархально-родового строя в период расцвета .
Из синкретического действа впоследствии выделяются: сначала лирико-
эпическая песня с содержанием , заимствованным из мифа или легенды ,
затем – собственно лирическая песня, хоровая или сольная, и позднее всего
– драма народно-обрядового или культового характера. Эта теория
устанавливает народные корни всей средневековой литературы.
►Большое значение для развития средневековой литературы имела
христианизация европейских народов. Христианское учение, сначала
принятое лишь формально, постепенно все глубже проникает в моральное
сознание людей, во все сферы их жизни и быта . К 8-10 векам христианство
прочно входит в сознание народа и является единым , централизованным
учением . В условиях феодальной раздробленности , постоянных
феодальных распрях церковь занимала особое место. Она обладала
огромной международной политической и общественной силой. В то
4 2) культ урное в оздей ст в и е ант и ч ного м и ра; 3) хри ст и анская рели ги я. ► Ва рва рс ки е н а роды , пол учи вш и е пос л е «вел и ког о перес ел ен и я н а р одов» г ос подс тво в З а па дн ой Европе, и м ел и к этом у врем ен и с вою довол ьн о р а зви тую поэзи ю, котора я пос л уж и л а ос н овой поздн ейш ей европейс кой л и тер а тур ы . М ы м ож ем с ос та ви ть с еб е при б л и зи тел ьн ое предс та вл ен и е об этой поэзи и по р а с с ка за м а н ти чн ы х и с редн евековы х и с тори ков, н а ос н ова н и и а н а л и за др евн ейш и х л и тера турн ы х па м ятн и ков, с одерж а щ и х с л еды этой перви чн ой поэзи и , и путем и зучен и я поэти чес ког о твор чес тва друг и х н а р одов, н а ходящ и хс я н а с оответс твующ ей с тупен и р а зви ти я. Д р евн ейш ей фор м ой поэзи и явл яютс я т рудо в ы е пес н и , с вяза н н ы е с р а б отой и возн и ка ющ и е и з звуков, с опр овож да ющ и х и р ег ул и р ующ и х с вои м ри тм ом процес с труда . И з н и х р а зви ва ютс я о б ря до в ы е пес н и , которы е вос пр ои зводят в м и м и ке и ж ес та х тр уд и друг и е м ом ен ты ж и зн и об щ ес тва , в с вязи с вер ой пер воб ы тн ы х л юдей в то, что с и м вол и чес кое вос прои зведен и е ж ел а ем ог о (ус пех н а охоте, поб еда н а д вр а г ом и т.д.) м аг и чес ки м об р а зом с пос об с твует ег о дос ти ж ен и ю. Ва ж н ое м ес то за н и м а ют к алендарны епес ен н о-и г ровы е дейс тва , отм еча ющ и е повор отн ы е м ом ен ты в ж и зн и при р оды , н а при м ер, н а с тупл ен и е вес н ы . Р ус с ки й учен ы й а ка д. А .Н .Вес ел овс ки й н а ос н ове ш и роког о с р а вн и тел ьн ог о и зучен и я и с тор и чес ког о, фол ькл орн ог о и этн ог ра фи чес ког о м а тери а л а вы дви н ул теори ю «первоб ы тн ог о хоровог о с и н кр ети зм а ». С ог л а с н о этой теори и , в н а ча л е вс яког о поэти чес ког о р а зви ти я эл ем ен ты л и ри ки , эпос а , др а м ы с ущ ес твуют в с л и тн ом («с и н крети чес ком ») ви де. Х ор ова я пес н я-пл яс ка под а кком па н ем ен т м узы ка л ьн ог о и н с трум ен та с опровож да етс я м и м и кой, ж ес та м и , пер еходящ и м и в та н ец и л и дра м а ти чес кую и г ру. С н а ча л а орг а н и зующ ую р ол ь и г ра ет ри тм и н а пев, с а м текс т и г р а ет втор ос тепен н ую р ол ь. С одер ж а н и е текс ту и вс ем у дейс тву да ет об р яд, вос прои зводящ и й ка кой- л и б о м ом ен т об щ ес твен н ой ж и зн и . Первоб ы тн ы й хор овой и об р ядовы й с и н кр ети зм ти пи чен дл я па три а р ха л ьн о-родовог о с тр оя в пери одра с цвета . И з с и н кр ети чес ког о дейс тва впос л едс тви и вы дел яютс я: с н а ча л а л и р и ко- эпи чес ка я пес н я с с одерж а н и ем , за и м с твова н н ы м и з м и фа и л и л ег ен ды , за тем – с об с твен н о л и р и чес ка я пес н я, хор ова я и л и с ол ьн а я, и поздн ее вс ег о – дра м а н а р одн о-об рядовог о и л и кул ьтовог о ха ра ктера . Эта теор и я ус та н а вл и ва ет н а родн ы е корн и вс ей с редн евековой л и тер а тур ы . ► Бол ьш ое зн а чен и е дл я р а зви ти я с р едн евековой л и тер а тур ы и м ел а хри ст и ани зац и я европейс ки х н а родов. Х р и с ти а н с кое учен и е, с н а ча л а при н ятое л и ш ь фор м а л ьн о, пос тепен н о вс е г л уб ж е прон и ка ет в м ор а л ьн ое с озн а н и е л юдей, во вс е с феры и х ж и зн и и б ы та . К 8-10 века м хри с ти а н с тво прочн о входи т в с озн а н и е н а рода и явл яетс я еди н ы м , цен тра л и зова н н ы м учен и ем . В ус л ови ях феода л ьн ой р а здр об л ен н ос ти , пос тоян н ы х феода л ьн ы х р а с прях цер ковь за н и м а л а ос об ое м ес то. О н а об л а да л а ог ром н ой м еж дунаро дно й по лит ич еск о й и о б щест в енно й сило й. В то
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- …
- следующая ›
- последняя »