История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения - 5 стр.

UptoLike

Рубрика: 

5
время как в обществе царили беспорядок и анархия, отсутствовала
централизованная власть, церковь имела строгую иерархию, единое
твердое учение, мощные средства пропаганды . Церковь имела единый
международный «священный» язык латынь, язык религиозных текстов,
богослужения. Церковь защищала, идеологически поддерживала власть
феодалов. Духовенство обладало огромной экономической силой, в его
руках зачастую сосредоточивалось до 1/3 всей земельной собственности .
Церковь обладала своей юрисдикцией, каноническим правом . Она
являлась «государством в государстве», не признавала над собой светской
власти и выдвигала претензии на высшее управление государством . То
есть стремилась к теократии. Идею теократии обосновал Августин
Блаженный (4-5 вв.) в трактате «О граде Божьем». По мнению Августина,
существуют два государства : государство «земное» и «божие». Второе
должно быть нормой и образцом для первого . Следует передать всю власть
«духовным пастырям».
В средние века церковь была единственным очагом образования .
Только духовные лица получали образование в школах при монастырях. В
этих школах преподавали дисциплины, которые церковь считала
необходимыми для своих целей. Существовали два цикла: тривий
(грамматика , риторика , диалектика ) и квадривий (геометрия, арифметика ,
астрономия, музыка ). Однако назначение этих наук было очень
специальное. Геометрия включала в себя элементарные знания о фигурах и
чертежах, необходимые для построения храмов, арифметика и астрономия
обучали способам исчисления дней церковных праздников. Все науки
развивались особым способом : выше всего ставились авторитеты
священного писания и отцов церкви . Свободное исследование, опыт и
критический подход отрицались как опасный соблазн . Главные усилия
науки были направлены на познания бога . Все науки обслуживали нужды
церкви .
Одна из главных идей церкви - доктрина аскетизма. Это доктрина
равнодушия к мирским благам и покорности всякой земной власти . Земное
существование, согласно этой доктрине, ничтожно по сравнению с вечной
загробной жизнью .
Церковь оказала огромное влияние на развитие средневековой
литературы. Возникают специальные литературные жанры церковного
происхождения: религиозные гимны , духовные стихи , жития святых,
проповеди , покаянные книги , видения загробной жизни, культовая драма.
Из религиозного учения о двух реальностях земной и небесной - в
литературу приходит аллегорическое или символическое восприятие
действительности.
Но в средневековой культуре очень странно сочетались совершенно
противоположные вещи и понятия. Мировоззрение средневековых людей
не было сплошь окрашено аскетическими настроениями и мыслями о
потустороннем . Наряду с властью инквизиции, умерщвлением плоти ,
торжеством церкви существовала народная площадная карнавальная
                                                   5

врем я ка к в об щ ес тве ца р и л и б ес порядок и а н а рхи я, отс утс твова л а
цен тра л и зова н н а я вл а с ть, цер ковь и м ел а с тр ог           ую и ер а рхи ю, еди н ое
твердое учен и е, м ощ н ы е с редс тва пр опа г              а н ды . Ц ер ковь и м ел а едины й
м еж дунаро дны й «св я щенны й»я зы к – лат ы нь, язы к р ел и г                 и озн ы х текс тов,
б ог  ос л уж ен и я. Ц ер ковь за щ и щ а л а , и деол ог      и чес ки поддерж и ва л а вл а с ть
феода л ов. Д уховен с тво об л а да л о ог          ром н ой экон ом и чес кой с и л ой, в ег         о
р ука х за ча с тую с ос р едоточи ва л ос ь до 1/3 вс ей зем ел ьн ой с об с твен н ос ти .
Ц ер ковь об л а да л а с воей юри с ди кци ей, ка н он и чес ки м пр а вом . О н а
явл ял а с ь «г   ос уда рс твом в г     ос уда рс тве», н е при зн а ва л а н а д с об ой с ветс кой
вл а с ти и вы дви г     а л а пр етен зи и н а вы с ш ее упра вл ен и е г       ос уда р с твом . Т о
ес ть с трем и л а с ь к т ео к рат ии. И дею теокра ти и об ос н ова л А вг                    ус ти н
Бл а ж ен н ы й (4-5 вв.) в тра кта те «О г         ра де Бож ьем ». По м н ен и ю А вг       ус ти н а ,
с ущ ес твуют два г         ос уда р с тва : г ос уда рс тво «зем н ое» и «б ож и е». Второе
дол ж н о б ы ть н ор м ой и об ра зцом дл я первог           о. С л едует пер еда ть вс ю вл а с ть
«духовн ы м па с ты р ям ».
          В с редн и е века цер ковь б ы л а еди н с твен н ы м о ч аго м о б разо в ания .
Т ол ько духовн ы е л и ца пол уча л и об ра зова н и е в ш кол а х пр и м он а с ты р ях. В
эти х ш кол а х препода ва л и ди с ци пл и н ы , которы е церковь с чи та л а
н еоб ходи м ы м и дл я с вои х цел ей. С ущ ес твова л и два ци кл а : три ви й
(г р а м м а ти ка , ри тори ка , ди а л екти ка ) и ква дри ви й (г     еом етри я, а р и фм ети ка ,
а с трон ом и я, м узы ка ). О дн а ко н а зн а чен и е эти х н а ук б ы л о очен ь
с пеци а л ьн ое. Геом етри я вкл юча л а в с еб я эл ем ен та рн ы е зн а н и я о фи г        ур а х и
чертеж а х, н еоб ходи м ы е дл я пос тр оен и я хра м ов, а ри фм ети ка и а с тр он ом и я
об уча л и с пос об а м и с чи с л ен и я дн ей церковн ы х пр а здн и ков. Вс е н а уки
р а зви ва л и с ь ос об ы м с пос об ом : вы ш е вс ег             о с та ви л и с ь а втори теты
с вящ ен н ог    о пи с а н и я и отцов церкви . С воб одн ое и с с л едова н и е, опы т и
кри ти чес ки й подход отри ца л и с ь ка к опа с н ы й с об л а зн . Гл а вн ы е ус и л и я
н а уки б ы л и н а пр а вл ен ы н а позн а н и я б ог    а . Вс е н а уки об с л уж и ва л и н уж ды
цер кви .
          О дн а и з г л а вн ы х и дей церкви - до к т рина аск ет изм а. Это доктри н а
р а вн одуш и я к м и рс ки м б л а г     а м и покор н ос ти вс якой зем н ой вл а с ти . З ем н ое
с ущ ес твова н и е, с ог    л а с н о этой доктри н е, н и чтож н о по с р а вн ен и ю с вечн ой
за г роб н ой ж и зн ью.
          Ц ер ковь ока за л а ог        ром н ое вл и ян и е н а р а зви ти е с редн евековой
л и тера туры . Возн и ка ют с пеци а л ьн ы е л и тера турн ы е ж а н ры церковн ог                   о
прои с хож ден и я: религио зны е гим ны , духо в ны е ст ихи, ж ит ия св я т ы х,
про по в еди, по к ая нны е к ниги, в идения загро б но й ж изни, к ульт о в ая драм а.
И з рел и г    и озн ог о учен и я о двух реа л ьн ос тях – зем н ой и н еб ес н ой - в
л и тера туру пр и ходи т аллего рич еск о е или сим в о лич еск о е в о сприя т ие
дейст в ит ельно ст и.
          Н о в с редн евековой кул ьтуре очен ь с тр а н н о с очета л и с ь с оверш ен н о
проти вопол ож н ы е вещ и и пон яти я. М и ровоззр ен и е с р едн евековы х л юдей
н е б ы л о с пл ош ь окра ш ен о а с кети чес ки м и н а с троен и ям и и м ы с л ям и о
потус торон н ем . Н а р яду с вл а с тью и н кви зи ци и , ум ерщ вл ен и ем пл оти ,
торж ес твом цер кви с ущ ес твова л а н а родн а я пл ощ а дн а я ка р н а ва л ьн а я