ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
6
культура веселости . В народном сознании жило представление о том , что
каждое явление природы есть самораскрытие божества . Каждый человек
есть член тела Христова , поэтому весь материальный мир оправдан , в
каждом человеке есть нечто священное. Можно сказать, что
средневековый человек жил как бы двумя жизнями: официальной и
карнавально-площадной. Существовал дуализм мысли и чувства . С
церковными догмами совмещалась страстная жажда жизни и любовь к
реальной действительности . Поэтому средневековая литература в целом не
окутана черным флером , а полна ярких жизнерадостных красок.
►Третьим крупным фактором , оказавшим влияние на
средневековую литературу, является античность. Варварское завоевание
на первых порах уничтожило огромную часть античной культуры. Но
почти сразу же началось восстановление культурного наследия античного
мира, которое явилось образцом и материалом для создания новой
культуры. Латинский язык был принят как язык государственных актов и
высшей администрации; на латинском языке было записано обычное право
германских племен и народов (т.н. варварские «правды»), в латинских
хрониках 5-6 вв. изображались жизнь и деяния варварских королей, при
дворе которых образованные римляне часто занимали высокие
государственные должности .
Несмотря на враждебность церкви языческой античной культуре, ей
пришлось воспользоваться ее наследием и выступить в роли его
хранительницы , так как в ту пору это был единственный источник знаний.
Греческие авторы, правда , оставались практически неизвестными до
самого Возрождения, а римские тексты по необходимости включались в
школьное преподавание как образцы классической латыни. При этом
древнеримские авторы подвергались цензуре, соответствующей
переработке, в основном использовались выборки , пересказы , а не
оригинальные тексты . Так, например , 4-ю эклогу Вергилия средневековые
ученые фантастически трактовали как предсказание о пришествии мессии,
и римский автор приобрел репутацию «христианина до Христа». Почти до
самого конца средневековья из античности усваивались отдельные
сентенции, сведения, поэтические образы , вырванные из контекста ,
сюжеты , оторванные от породившего их мироощущения, далекого и
непонятного людям средневековья .
Несмотря на ограниченное понимание античной культуры в средние
века , к ней постоянно обращались за знаниями. Богословы использовали
философские системы Аристотеля и Платона. Довольно значительным
было непосредственное влияние античности на средневековую литературу.
Так в ранней рыцарской лирике есть отклики знакомства с Овидием ,
первые рыцарские романы являются обработками сказаний об Александре
Македонском и об Энее.
Деление средневековой литературы на периоды определяется
этапами общественного развития европейских народов за это время.
Следует различать два больших периода :
6 кул ьтура вес ел ос ти . В н а родн ом с озн а н и и ж и л о пр едс та вл ен и е о том , что ка ж дое явл ен и е при р оды ес ть с а м ора с кры ти е б ож ес тва . Ка ж ды й чел овек ес ть чл ен тел а Х р и с това , поэтом у вес ь м а тер и а л ьн ы й м и р опра вда н , в ка ж дом чел овеке ес ть н ечто с вящ ен н ое. М ож н о с ка за ть, что с р едн евековы й чел овек ж и л ка к б ы двум я ж и зн ям и : офи ци а л ьн ой и ка рн а ва л ьн о-пл ощ а дн ой. С ущ ес твова л дуа л и зм м ы с л и и чувс тва . С цер ковн ы м и дог м а м и с овм ещ а л а с ь с тра с тн а я ж а ж да ж и зн и и л юб овь к р еа л ьн ой дейс тви тел ьн ос ти . Поэтом ус редн евекова я л и тер а тур а в цел ом н е окута н а черн ы м фл ер ом , а пол н а яр ки х ж и зн ера дос тн ы х кра с ок. ► Т р етьи м крупн ы м фа ктором , ока за вш и м вл и ян и е н а с р едн евековую л и тер а тур у, явл яетс я ант и ч ност ь. Ва р ва р с кое за воева н и е н а первы х пор а х ун и чтож и л о ог р ом н ую ча с ть а н ти чн ой кул ьтур ы . Н о почти с р а зу ж е н а ча л ос ь вос с та н овл ен и е кул ьтурн ог о н а с л еди я а н ти чн ог о м и р а , котор ое яви л ос ь об р а зцом и м а тери а л ом дл я с озда н и я н овой кул ьтуры . Ла ти н с ки й язы к б ы л при н ят ка к язы к г ос уда р с твен н ы х а ктов и вы с ш ей а дм и н и с тр а ци и ; н а л а ти н с ком язы ке б ы л о за пи с а н о об ы чн ое пр а во г ер м а н с ки х пл ем ен и н а р одов (т.н . ва р ва р с ки е «пра вды »), в л а ти н с ки х хрон и ка х 5-6 вв. и зоб р а ж а л и с ь ж и зн ь и деян и я ва рва рс ки х корол ей, при дворе которы х об ра зова н н ы е р и м л ян е ча с то за н и м а л и вы с оки е г ос уда рс твен н ы е дол ж н ос ти . Н ес м отря н а вра ж деб н ос ть церкви язы чес кой а н ти чн ой кул ьтур е, ей при ш л ос ь вос пол ьзова тьс я ее н а с л еди ем и вы с тупи ть в р ол и ег о хра н и тел ьн и цы , та к ка к в тупор уэто б ы л еди н с твен н ы й и с точн и к зн а н и й. Гр ечес ки е а втор ы , пра вда , ос та ва л и с ь пр а кти чес ки н еи звес тн ы м и до с а м ог о Возрож ден и я, а ри м с ки е текс ты по н еоб ходи м ос ти вкл юча л и с ь в ш кол ьн ое препода ва н и е ка к об р а зцы кл а с с и чес кой л а ты н и . Пр и этом древн ери м с ки е а втор ы подвер г а л и с ь цен зур е, с оответс твующ ей пер ера б отке, в ос н овн ом и с пол ьзова л и с ь вы б орки , пер ес ка зы , а н е ори г и н а л ьн ы е текс ты . Т а к, н а при м ер, 4-ю экл ог у Вер г и л и я с р едн евековы е учен ы е фа н та с ти чес ки тр а ктова л и ка к пр едс ка за н и е о при ш ес тви и м ес с и и , и ри м с ки й а втор пр и об рел репута ци ю «хр и с ти а н и н а до Х р и с та ». Почти до с а м ог о кон ца с редн евековья и з а н ти чн ос ти ус ва и ва л и с ь отдел ьн ы е с ен тен ци и , с веден и я, поэти чес ки е об р а зы , вы рва н н ы е и з кон текс та , с юж еты , оторва н н ы е от пор оди вш ег о и х м и роощ ущ ен и я, да л еког о и н епон ятн ог о л юдям с р едн евековья. Н ес м отря н а ог ра н и чен н ое пон и м а н и е а н ти чн ой кул ьтур ы в с р едн и е века , к н ей пос тоян н о об р а щ а л и с ь за зн а н и ям и . Бог ос л овы и с пол ьзова л и фи л ос офс ки е с и с тем ы А ри с тотел я и Пл а тон а . Д овол ьн о зн а чи тел ьн ы м б ы л о н епос редс твен н ое вл и ян и е а н ти чн ос ти н а с редн евековую л и тер а тур у. Т а к в р а н н ей р ы ца р с кой л и р и ке ес ть откл и ки зн а ком с тва с О ви ди ем , пер вы е ры ца р с ки е ром а н ы явл яютс я об р а б отка м и с ка за н и й об А л екс а н др е М а кедон с ком и об Эн ее. Д ел ен и е с редн евековой л и тера туры н а пер и оды опр едел яетс я эта па м и об щ ес твен н ог о ра зви ти я евр опейс ки х н а родов за это врем я. С л едует р а зл и ча ть два б ол ьш и х пери ода :
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »