Культурология. Петухов В.Б - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Созданная человеком среда обитания оказывала воздействие на самого человека,
на его разум. В таком смысле, применительно к воздействию на человеческий разум,
термин впервые употребил Марк Тулий Цицерон в 45 г. до н. э. в работе «Тускуланские
беседы». С этого времени «cultura» стала противостоять латинскому слову «natura», т. е.
природа, и означать не только создание артефактов культуры, но и созидание самого
человека.
Таким образом, можно дать следующее определение культуры:
КУЛЬТУРАспособ организации жизнедеятельности людей по преобразованию
природы и общества; способ творческой самореализации человека. Культура отражает
степень «очеловечивания» природы и меру саморазвития человека.
Культуру можно представить как сложную многоуровневую систему, имеющую
свою внутреннюю структуру.
Структурировать культуру можно двумя способами:
по характеру деятельности: материальная, социальная, духовная культура;
по носителю культуры: мировая, национальная, социальных общностей и
индивидуальная.
Выделяют следующие формы духовной культуры: миф, религия, нравственность,
искусство, философия, наука. Каждая форма культуры есть своеобразный способ
реализации творческого самовыражения человека, каждая из них обладает своей
специализированной смысловой и символической системой.
Структурирование отдельных частей культуры весьма условно. Национальная
культура вбирает в себя художественную, материальную и социальную культуру.
Мировая культура представляет собой калейдоскоп национальных культур. Все
компоненты культуры тесно связаны между собой. Однако изучение морфологии
культуры необходимо для более глубоко ее исследования и выявления механизмов
функционирования.
Совокупность культурных традиций, которыми пользуется большинство общества,
называется доминирующей культурой. Культуру социальных общностей, в которой
вырабатываются собственные системы ценностей, называют субкультурой: молодежная
субкультура, субкультура национальных меньшинств и т. д. Субкультура, имея
значительные отличия от доминирующей культуры, не противостоит ей. Если же
культурные традиции группы людей приходят в противоречие с доминирующей
культурой и культура вырабатывает неприемлемую для большинства систему ценностей,
то такую субкультуру называют контркультурой. Примером контркультуры может
служить субкультура «хиппи», отрицавшая господствовавшие в 1960 – 70-е гг. в США
культурные ценности.
Особенности потребления и производства культурых ценностей позволяют
выделять две социальные формы существования культурымассовую и элитарную
культуру.
Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее
функций. Исследователями выделяются следующие основные функции:
гуманистическая;
трансляции социального опыта (информационная,
коммуникативная);
гносеологическая (познавательная);
регулятивная (нормативная);
ценностная (аксиологическая);
семиотическая (сигнификативная);
релаксационная.
Культура в своем развитии подчиняется следующим законам:
закону единства и многообразия культур;
закону преемственности в развитии культуры;