Культурология. Петухов В.Б - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

закону прерывности и непрерывности;
закону взаимодействия и сотрудничества.
Многообразие мирового культурного процесса требует в процессе его изучения
каким-то образом упорядочить это разнообразие, ограничить сложность познаваемых
объектов и явлений культуры, выделить типичные группы и тенденции развития
культуры. Поэтому в культурологии существует различная классификация культуры по
каким-либо основаниям, общности
признаковтипология культуры.
В основу каждого из типов культуры положен определенный культурный код, т.
е. способ хранения и передачи информации, тип культурной памяти. Дописьменная
культура охватывает огромный доисторический период, эпоху деятельности и варварства,
от 40 до 4 тыс. лет до н. э. Основу дописьменной культуры составляет мифологический
культурный код. Письменные культуры возникают на рубеже 4 – 3 тыс. до н. э. (в
странах Древнего Востока). Возникновение письменности было связано с усложнением
социальной жизни, появлением первых государств, развитием и разделением труда,
освоением новых форм деятельности. Появляются новые виды знаковой деятельности:
письменность, числа, счет, простейшие операции с числами, чертежами и т. д. Основными
носителями письменного кода культуры являлись священные книги (Книга мертвых,
Завет и т. п.)
Новая перестройка культурного кода происходит во второй половине XV в. Она
была связана с возникновением книгопечатания. Книгопечатание способствовало
повышению уровня грамотности, развитию просвещения и образования. Окончательно
новый культурный код утверждается во второй половине XVIII в. В основу культурного
кода Западной Европы Нового времени было положено уже не мифологическое и
религиозное мировоззрение, а научное знание.
Экранная культура связана с возникновением кинематографа (28.12.1895 братья
Люмьер). Следующим этапом в развитии экранной культуры стало появление
телевидения, затем компьютера, в котором современные ученые видят итог эволюции
книги и того культурного кода, который основан на линейном способе письма.
Благодаря широкому распространению компьютеров каждая личность получила
свободный выход в мир информации. Выравниваются возможности людей в приобщении
к культурным ценностям. Благодаря глобальным компьютерным сетям мир становится
более взаимосвязанным, целым.
Типологические представления о культуре получили широкое распространение в
ХХ в., особенно после второй мировой войны. Со времени эпохи Просвещения и вплоть
до первой мировой войны преобладало «линейное» понимание культурно-исторического
процесса, суть которого заключалась в том, что мыслители стремились выделить
основные этапы прогресса человеческой культуры. («Закон трех стадий» О. Конта:
общество и культура развиваются в соответствии с развитием человеческого разума, с
помощью которого осуществляется познание мира. На 1-й стадии господствуют
религиозно-мифологические представления, на второйфилософия (метафизика) и,
наконец, на третьей утверждается строго научное понимание мира и места человека в
нем.)
Во второй половине XIX века в исторической науке, археологии,
этнографии утвердилась линейная схема в осмыслении истории. Социологи
в рамках эволюционистских теорий развития культуры выделяли периоды: 1)
родового и общинного строя; 2) феодализма; 3) капитализма. В современных
теориях «модернизации» грань в историческом развитии культуры была
установлена между обществами традиционного (доиндустриального) типа и
«современными» обществами, культурный
процесс в которых связан с
научно-техническим прогрессом.
История культурологической мысли обширна и интересна.