Культурология. Петухов В.Б - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

Теории «локальных цивилизаций» рассматривают культуру как основу
общественно-исторического существования и развития. Сюда относятся концепции Н. Я.
Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Русским мыслителем XIX в. Н. Я. Данилевским
впервые было предложено понятие «культурно-исторический тип», который понимается
как совокупность психоэтнографических, антропологических, социальных,
территориальных и других признаков.
Ценностный поход к культурно-историческому процессу осуществил крупнейший
русский социолог и культуролог Питирим Сорокин.
Интересную концепцию развития мировой культуры в определенные исторические
эпохи представил немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс, который выделил
«осевое время»период между 800 и 200 г. до н. э., когда произошел качественный
скачок в развитии культуры.
У истоков современных исторически-типологических представлений о культуре
стоял Макс Вебер. Его взгляды дали толчок к развитию целого направления в
культурологии, которое строит свою историческую типологию культуры на основе
использования антитезы «Восток-Запад», подчеркивая принципиальную специфику
западной культурной традиции.
Крупнейшим представителем психоаналитического подхода к культуре является
З. Фрейд. С его точки зрения весь процесс развития культуры является
способом
обуздания человеческих бессознательных инстинктов посредством сублимации
переключения части биологической и половой энергии человека с культурно-
неприемлемых целей на возвышенные.
Видное место в культурологии занимает структурализм, основные идеи которого
разработаны в работах К. Леви-Стросса, Ж. Деррида, М. Фуко и др. Структурализм
изучает формы, в которых протекает культуротворческая деятельность человека
общечеловеческие
универсалии, всеобщие схемы и законы деятельности интеллекта.
Первичной структурой всей культуры структурализм считает знаковые системы.
В семиотических концепциях культура рассматривается как знаково-символьная
система.
Создателем «игровой» теории культуры является Иохан Хейзингаголландский
историк и философ культуры.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Аксиологияучение о ценностях. Под ценностью в широком смысле слова
понимают любое явление, имеющее значение для бытия человека, группы, общества,
прежде всего, в позитивном смысле.
Деятельностьтруд человека по преобразованию окружающего мира и самого
себя.
Духовная культурасовокупность духовных ценностей, которые включают в
себя результаты предметной деятельности человека (машины, сооружения,
художественные произведения, нормы морали, права, результаты познания), а также
знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития,
мировоззрение, способы и формы общения людей.
Духовность социально-культурный феномен, свойственный человеку, группе
людей или обществу в целом, основанный на единстве высоких нравственных,
интеллектуальных и эстетических сущностных качеств человека.
Культурные универсалиичерты, присущие всем культурам народов мира.
Выделяют (Дж. Мердок) более 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда,
совместный труд, украшение тела, запреты кровосмешения, танцы, спорт, обычай дарить
подарки и т. д. Специфика культурных универсалий обусловливается природными
факторами, историческими особенностями развития этносов. Назначение культурных