Составители:
Рубрика:
2
1 ОСНОВЫ НОВОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
(NEW INSTITUTIONAL ECONOMICS)
1.1 Новый этап в развитии экономической теории
О. И. Уильямсон, который является одним из основоположников и признанным лидером этого
нового направления экономической науки, объясняет причины его возникновения следующим образом:
«Новая институциональная экономическая теория (new institutional economics) исходит из двух отправных
суждений: во-первых, из того, что институты имеют важное значение в хозяйственной жизни, и, во-вторых,
из того, что
они поддаются научному анализу» [3, с. 17].
Согласно [19], различия в методологических аспектах неоклассического и институционального
подходов корреспондируют с различиями в том, что является единицей анализа. В рамках неоклассической
теории основной единицей анализа является индивид. Именно неоклассическому направлению принадлежит
приоритет в систематическом анализе феномена редкости (ограниченности) ресурсов, экономического
выбора, альтернативных издержек, равновесия и т
.д. Единицей же анализа в институциональном варианте
экономической теории является институт. Ввиду особенностей институционального подхода, связанного с
изменением взгляда на хозяйственную жизнь, достаточно сложно вычленить общепринятое определение
понятия институт.
В [19] приводятся определения этого понятия, встречающиеся в работах ряда известных ученых (Т.
Веблена, М. Вебера, У. Даггера, У. С. Митчелла, У.
Гамильтона, Д. Фостера, Дж. Р. Коммонса и др.). так,
институт – это:
− преобладающие или господствующие типы отношений или духовная позиция …;
− особый способ существования общества, особая система общественных отношений… ;
− привычные способы реагирования на стимулы … ;
− распространненый образ мыслей о том, что касается отдельных отношений между обществои и
личностью и отдельных
выполняемых ими функций и система жизни общества, которая слагается из
совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества,
может с психологической стороны быть охарактеризован… как превалирующая духовная позиция или
распространенное представление об образе жизни общества;
− принятая в настоящее время система общественной жизни;
− структура
производственного или экономического механизма..;
− одни из основных свойств обычая, который становится аксиоматическим и не допускающим
исключения посредством привыкания и общего одобрения;
− ряд норм и идей, которые воспроизводятся или интериоризируются в несовершенном виде (из-за
существенных изменений) через привыкание в каждом последующем состоянии индивида;
− сообщества, вступление в которые осуществляется
на основании объективных данных
независимо от желания зачисляемых лиц…;
− коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия
или как действующее отношение, включающее в себя серию трансакций, осуществляющихся на основе ряда
рабочих правил;
- созданные человеком ограничения, которые структурируют политическое, экономическое и
социальное взаимодействие;
- правила, механизмы, обеспечивающие их
выполнение, и нормы поведения, которые
структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми;
- господствующие и в высшей степени стандартизованные общественные привычки;
- прочная и преобладающая манера мышления или способ действия, которые впмсаны в обычаи
группы и привычки людей;
- словесные символ для лучшего обозначения группы общественных обычаев. Они означают
преобладающий и постоянный образ
мысли, который стал привычным для групп или превратился для
народа в обычай… Институты устанавливают границы и формы человеческой деятельности..
- предписанные образцы согласованного поведения;
- социальная организация, которая через традицию, обычай или законодательное ограничение
ведет к созданию долгосрочных и устойчивых образцов поведения.
Принимая во внимание вышеприведенные определения понятия «институт», следует
остановиться
на трех его основных характеристиках [19].
1) Поступки людей или стереотипы поведения. Каждый из них предполагает определенную
последовательность действий, совершаемых людьми, что отличает один институт от другого как в
историческом плане, так и в каждый данный момент. Стереотипы поведения можно наблюдать и
1 ОСНОВЫ НОВОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (NEW INSTITUTIONAL ECONOMICS) 1.1 Новый этап в развитии экономической теории О. И. Уильямсон, который является одним из основоположников и признанным лидером этого нового направления экономической науки, объясняет причины его возникновения следующим образом: «Новая институциональная экономическая теория (new institutional economics) исходит из двух отправных суждений: во-первых, из того, что институты имеют важное значение в хозяйственной жизни, и, во-вторых, из того, что они поддаются научному анализу» [3, с. 17]. Согласно [19], различия в методологических аспектах неоклассического и институционального подходов корреспондируют с различиями в том, что является единицей анализа. В рамках неоклассической теории основной единицей анализа является индивид. Именно неоклассическому направлению принадлежит приоритет в систематическом анализе феномена редкости (ограниченности) ресурсов, экономического выбора, альтернативных издержек, равновесия и т.д. Единицей же анализа в институциональном варианте экономической теории является институт. Ввиду особенностей институционального подхода, связанного с изменением взгляда на хозяйственную жизнь, достаточно сложно вычленить общепринятое определение понятия институт. В [19] приводятся определения этого понятия, встречающиеся в работах ряда известных ученых (Т. Веблена, М. Вебера, У. Даггера, У. С. Митчелла, У. Гамильтона, Д. Фостера, Дж. Р. Коммонса и др.). так, институт – это: − преобладающие или господствующие типы отношений или духовная позиция …; − особый способ существования общества, особая система общественных отношений… ; − привычные способы реагирования на стимулы … ; − распространненый образ мыслей о том, что касается отдельных отношений между обществои и личностью и отдельных выполняемых ими функций и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризован… как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни общества; − принятая в настоящее время система общественной жизни; − структура производственного или экономического механизма..; − одни из основных свойств обычая, который становится аксиоматическим и не допускающим исключения посредством привыкания и общего одобрения; − ряд норм и идей, которые воспроизводятся или интериоризируются в несовершенном виде (из-за существенных изменений) через привыкание в каждом последующем состоянии индивида; − сообщества, вступление в которые осуществляется на основании объективных данных независимо от желания зачисляемых лиц…; − коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия или как действующее отношение, включающее в себя серию трансакций, осуществляющихся на основе ряда рабочих правил; - созданные человеком ограничения, которые структурируют политическое, экономическое и социальное взаимодействие; - правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми; - господствующие и в высшей степени стандартизованные общественные привычки; - прочная и преобладающая манера мышления или способ действия, которые впмсаны в обычаи группы и привычки людей; - словесные символ для лучшего обозначения группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный образ мысли, который стал привычным для групп или превратился для народа в обычай… Институты устанавливают границы и формы человеческой деятельности.. - предписанные образцы согласованного поведения; - социальная организация, которая через традицию, обычай или законодательное ограничение ведет к созданию долгосрочных и устойчивых образцов поведения. Принимая во внимание вышеприведенные определения понятия «институт», следует остановиться на трех его основных характеристиках [19]. 1) Поступки людей или стереотипы поведения. Каждый из них предполагает определенную последовательность действий, совершаемых людьми, что отличает один институт от другого как в историческом плане, так и в каждый данный момент. Стереотипы поведения можно наблюдать и 2