История русской литературы. Ч.3. Полещук Л.З. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

5
Введение
История русской литературы XIX века занимает важное место в культуре России. Литература, по
выражению А.Герцена выполняет роль «общественной кафедры», в ней отражены главные этапы
развития общественной и культурной мысли, и таким образом история русской литературы нередко
соединяет в себе и историю эстетических учений России и историю русской философии, которую
представляют Белинский, Хомяков, Герцен, Тургенев, Чернышевский, Достоевский, Л.Толстой.
Важнейшие исторические события, сыгравшие особую роль в развитии общественно-
политической жизни России в первой половине XIX века: Отечественная война 1812 года и
декабристское движение закономерно обусловили ход литературного процесса, сложность которого
заключается в том, что на рубеже веков (конца XVIII и начала XIX века) наблюдается смешение разных
литературных стилей, становление новых эстетических систем, выработка новых художественных
методов. В начале XIX века продолжают творческую деятельность Державин и Крыловпоследние
представители русского классицизма; Карамзин и Дмитриевродоначальники русского
сентиментализма, однако по истечении первого десятилетия XIX века появляются новые литературные
имена, как Жуковский, ставший первым русским романтиком и родоначальником русского романтизма,
возглавившим новое литературное направление. В середине 20-х годов XIX века в творчестве
Грибоедова и Пушкина начинает складываться реалистический стиль, получивший дальнейшее развитие
в творчестве Лермонтова и Гоголя. Нельзя не заметить, что такое интенсивное развитие русской
литературы, многообразие литературных школ, в полемическом азарте обсуждавших вопросы
своеобразия русского национального языка, проблему национального характера, проблему народности,
вопросы целей и задач литературы определяют довольно сложную картину литературной борьбы, в
результате которой и намечались исторические пути развития литературного процесса. Литературный
процесс XIX века, несомненно, опирается на события исторической эпохи. Во второй половине XIX века
основной вопрос, на решение которого были направлены все усилия прогрессивно мыслящего русского
общества, – это вопрос об отмене крепостного права. 1861 год ознаменовал начало новой эпохи русской
жизнипореформенной. Наступала эпоха, о которой толстовский герой Константин Левин скажет: «…в
России все переворотилось, и все только укладывается». В творчестве писателей, пришедших в
литературу в 40-е годы XIX века (Достоевский, Тургенев, Гончаров, Островский и др.) наиболее полно и
разнообразно отразились две формы действительностидореформенной и пореформенной, каждая
имеющая свою специфику, круг социальных проблем, их эстетическое решение. Развитие русского
реализма шло в русле открытий Пушкина, Лермонтова и Гоголя, обогащенное эстетическими идеями
Белинского, позднее Добролюбова, Чернышевского, Писарева, Михайловского. Особое место в
литературе этого периода занимает философский вопрос о человеке, о его связях со средой, с почвой, с
социальным и физическим миром и с миром метафизическим, разумное и логическое в человеке
вступает в борьбу с алогичным и неразумным. Сложное внутреннее состояние человека порождает
разные пути психологического анализа, которые предлагают Л.Толстой, Достоевский, Тургенев,
Чернышевский, Чехов. Половинчатость социальных реформ 60-х-70-х годов XIX века заставляет
размышлять о путях преобразования общественной жизни России. Русская литература не только
отражала движение общественной мысли, но и формировала сознание соотечественника, его отношение
к вопросам социального строительства. Такие писатели, как Достоевский и Толстой, предвосхитили в
своем творчестве путь социального и политического развития России в XIX веке. Писатель эпохи 60-х
годов XIX века сталкивается с необходимостью художественного осмысления необыкновенно
подвижной и текучей стихии бытия. Достоевский не случайно называл себя писателем, одержимым
тоскою по текущему. Вера в действенную, нравственно-преобразующую силу художественного слова
была источником духовной мощи литературы: Л.Толстой входит в литературу 60-х годов как создатель
«Войны и мира» (1863-1869); Ф.Достоевский пишет «Преступление и наказание» (1866), «Подросток»,
«Идиот», «Униженные и оскорбленные». Именно в этот период русская литература стремится к
созданию больших, синтезирующих форм: начинается торжество русского классического романа. Сама
эпоха взывала к поиску новых форм художественного изображения, диалектически совмещающих в себе
утонченный анализ с динамичным синтезом. В литературу приходит новый герой, изменчивый и
текучий, но сохраняющий при всех переменах верность самому себе, глубинным основам своего «я»,
своей неповторимой индивидуальности. Это герой, стремящийся снять роковое противоречие между
словом и делом, он пересоздает себя и мир в процессе постоянного и напряженного жизнестроительства
(таковы толстовские герои). Индивидуальности толстовских героев пластичны и податливы на
                                           Введение
       История русской литературы XIX века занимает важное место в культуре России. Литература, по
выражению А.Герцена выполняет роль «общественной кафедры», в ней отражены главные этапы
развития общественной и культурной мысли, и таким образом история русской литературы нередко
соединяет в себе и историю эстетических учений России и историю русской философии, которую
представляют Белинский, Хомяков, Герцен, Тургенев, Чернышевский, Достоевский, Л.Толстой.
       Важнейшие исторические события, сыгравшие особую роль в развитии общественно-
политической жизни России в первой половине XIX века: Отечественная война 1812 года и
декабристское движение закономерно обусловили ход литературного процесса, сложность которого
заключается в том, что на рубеже веков (конца XVIII и начала XIX века) наблюдается смешение разных
литературных стилей, становление новых эстетических систем, выработка новых художественных
методов. В начале XIX века продолжают творческую деятельность Державин и Крылов – последние
представители русского классицизма; Карамзин и Дмитриев – родоначальники русского
сентиментализма, однако по истечении первого десятилетия XIX века появляются новые литературные
имена, как Жуковский, ставший первым русским романтиком и родоначальником русского романтизма,
возглавившим новое литературное направление. В середине 20-х годов XIX века в творчестве
Грибоедова и Пушкина начинает складываться реалистический стиль, получивший дальнейшее развитие
в творчестве Лермонтова и Гоголя. Нельзя не заметить, что такое интенсивное развитие русской
литературы, многообразие литературных школ, в полемическом азарте обсуждавших вопросы
своеобразия русского национального языка, проблему национального характера, проблему народности,
вопросы целей и задач литературы определяют довольно сложную картину литературной борьбы, в
результате которой и намечались исторические пути развития литературного процесса. Литературный
процесс XIX века, несомненно, опирается на события исторической эпохи. Во второй половине XIX века
основной вопрос, на решение которого были направлены все усилия прогрессивно мыслящего русского
общества, – это вопрос об отмене крепостного права. 1861 год ознаменовал начало новой эпохи русской
жизни – пореформенной. Наступала эпоха, о которой толстовский герой Константин Левин скажет: «…в
России все переворотилось, и все только укладывается». В творчестве писателей, пришедших в
литературу в 40-е годы XIX века (Достоевский, Тургенев, Гончаров, Островский и др.) наиболее полно и
разнообразно отразились две формы действительности – дореформенной и пореформенной, каждая
имеющая свою специфику, круг социальных проблем, их эстетическое решение. Развитие русского
реализма шло в русле открытий Пушкина, Лермонтова и Гоголя, обогащенное эстетическими идеями
Белинского, позднее Добролюбова, Чернышевского, Писарева, Михайловского. Особое место в
литературе этого периода занимает философский вопрос о человеке, о его связях со средой, с почвой, с
социальным и физическим миром и с миром метафизическим, разумное и логическое в человеке
вступает в борьбу с алогичным и неразумным. Сложное внутреннее состояние человека порождает
разные пути психологического анализа, которые предлагают Л.Толстой, Достоевский, Тургенев,
Чернышевский, Чехов. Половинчатость социальных реформ 60-х-70-х годов XIX века заставляет
размышлять о путях преобразования общественной жизни России. Русская литература не только
отражала движение общественной мысли, но и формировала сознание соотечественника, его отношение
к вопросам социального строительства. Такие писатели, как Достоевский и Толстой, предвосхитили в
своем творчестве путь социального и политического развития России в XIX веке. Писатель эпохи 60-х
годов XIX века сталкивается с необходимостью художественного осмысления необыкновенно
подвижной и текучей стихии бытия. Достоевский не случайно называл себя писателем, одержимым
тоскою по текущему. Вера в действенную, нравственно-преобразующую силу художественного слова
была источником духовной мощи литературы: Л.Толстой входит в литературу 60-х годов как создатель
«Войны и мира» (1863-1869); Ф.Достоевский пишет «Преступление и наказание» (1866), «Подросток»,
«Идиот», «Униженные и оскорбленные». Именно в этот период русская литература стремится к
созданию больших, синтезирующих форм: начинается торжество русского классического романа. Сама
эпоха взывала к поиску новых форм художественного изображения, диалектически совмещающих в себе
утонченный анализ с динамичным синтезом. В литературу приходит новый герой, изменчивый и
текучий, но сохраняющий при всех переменах верность самому себе, глубинным основам своего «я»,
своей неповторимой индивидуальности. Это герой, стремящийся снять роковое противоречие между
словом и делом, он пересоздает себя и мир в процессе постоянного и напряженного жизнестроительства
(таковы толстовские герои). Индивидуальности толстовских героев пластичны и податливы на

                                                 5